Газета Заря

Главная Образование «И вечен Лермонтова гений»

«И вечен Лермонтова гений»

Автор editor

15 октября исполняется 210 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Трудно переоценить значение творчества столь рано ушедшего из жизни поэта для русской культуры. Он погиб, не дожив даже до 27 лет. При этом за свою короткую жизнь успел создать признанные шедевры, которые позволили ему войти в когорту великих писателей.
В Радюкинской основной школе была проведена межпредметная декада, посвящённая юбилейной дате. На различных мероприятиях ребята ближе познакомились с жизнью и творчеством гения русской поэзии.
В начальной школе учителями С.В.Беловой и Л.В.Чупровой были проведены уроки внеклассного чтения по теме: «Творчество М.Ю. Лермонтова». Ребята познакомились с семьей Михаила Юрьевича, с его родителями и бабушкой. Затем путешествовали с ним по нашей Родине, слушали его стихи. Познакомились с Лермонтовым-художником.
Для 5-6 классов прошел урок географии (учитель И.А.Голанова) «Лермонтовские места на карте Родины». Учащиеся совершили виртуальное путешествие: побывали в Москве, Тарханах, Петербурге и на Кавказе. Затем дети нанесли на контурную карту места пребывания Лермонтова.
Поэт создал несколько произведений на тему осени: «Приходит осень, золотит…», «Когда с дубравы лист слетает пожелтелый», «Солнце осени» и др. Шестиклассники не только прочли эти стихотворения, но и решили отправиться на пленэр и воспроизвести стихи в своих картинах. Ребята насладились золотой осенью и искусством.
Среди учащихся 5-8 классов учителем ИЗО Т.П.Жуковой было проведено внеклассное мероприятие «Лермонтов — художник». Все знают, что Михаил Юрьевич — гениальный поэт, но мало кто знает, что рисовать он начал едва ли не раньше, чем писать стихи. Учащиеся посмотрели презентацию «Лермонтов — поэт и художник», из которой узнали, что ряд рисунков, акварелей и картин, написанных поэтом, имеет сюжетную общность с его литературными произведениями. Рисунки, картины, наброски — все это было формой выражения его творческого дара, так же как стихи и проза. Затем ребятам было предложено нарисовать иллюстрации по своему выбору к некоторым произведениям поэта.
На уроке английского языка (учитель Г.В.Тавлуй) семиклассники знакомились с особенностями перевода лирических произведений — на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». Ребята расширили кругозор и закрепили лексические и грамматические нормы языка.
Помимо литературных способностей природа одарила поэта разнообразными талантами: он играл на скрипке и рояле, замечательно пел, был сильным шахматистом, с охотой занимался живописью и даже делал сложные интегральные и дифференциальные вычисления, которые увлекали Михаила Юрьевича в течение всей его жизни. Он сам сочинил задачу «Угадай число». На уроке «Лермонтов — математик» (О.В.Мороз) ребята с интересом выполняли вычисления и получали задуманные числа. А ещё вычисляли площадь основания барского дома имения в Тарханах и время, за которое можно было доехать зимой на санях от Москвы до Тархан.
На уроке физики (С.Е.Новиков) ребята искали в лирике Лермонтова физические явления. Так, в стихотворении «Весна» обнаружили три агрегатных состояния вещества: лёд, газ (облака), воду. А в стихотворении «Солнце» нашли дисперсию света. В «Осени» также нашли световые явления. Физика — наука о природе, а поэты в своём творчестве всегда затрагивают эту тему.
Урок по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» (Н.А.Константинова) проходил под эпиграфом: «Чтоб душой с другими поделиться». Ребята проанализировали стихотворение «Ангел», написанное Лермонтовым ещё в юношеские годы, и «Молитва». Эти произведения позволили им заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.
Закончилась декада «Литературной гостиной», где дети читали стихотворения Лермонтова, пели романсы и разыгрывали сценки из жизни поэта. Подготовила ее учитель русского языка и литературы Л.А.Константинова.
В течение декады ребята узнали, что Лермонтов — многогранная личность. Он и поэт, и художник, и музыкант. Постоянно меняя занятия, он со свойственной ему страстностью, с полным увлечением отдавался новому делу.

Пресс-центр Радюкинской основной школы