Газета Заря

Главная Культура Музыка на кончиках пальцев

Музыка на кончиках пальцев

Автор editor

Когда смотришь на то, как музыкант играет на фортепиано, создается впечатление, что пальцы словно порхают по клавишам, легко и непринужденно выводя мелодию. И мало кто задумывается, сколько труда и терпения нужно, чтобы научиться играть на этом инструменте.

В этом учебном году в Медынской школе искусств на фортепианном отделении обучаются 26 учеников, в том числе 10 первоклассников. Овладеть инструментом им помогают опытные педагоги Светлана Николаевна Гапутина, Джейран Гуламовна Хатамова и Елена Юрьевна Смирнова.
— Фортепиано называют королем музыкальных инструментов, — рассказывает Джейран Гуламовна. — Оно удостоилось этого звания по множеству причин. Например, за его тональный диапазон (он охватывает весь спектр звучания всех инструментов в оркестре, от самой низкой ноты басового фагота до верхней ноты флейты-пикколо), за способность одновременно исполнять и мелодию, и аккомпанемент (попробуйте-ка сделать это, к примеру, на флейте), и за его широчайший динамический диапазон. Кроме того, это самый крупный музыкальный инструмент (исключая орган), самый гибкий, многоплановый и интересный в отношении исполнительских приемов и звучания.
Какую бы музыкальную специальность ни выбрали ученики, обучение игре на фортепиано обязательно входит в учебную программу. И это не случайно.
— Обучаясь игре на фортепиано, ребенок не только получает музыкальное образование, но и всестороннее развивается, — считает Е.Ю.Смирнова. — Эти занятия развивают умственные способности, фантазию, духовность, художественное восприятие мира, тренируют память, логическое и образное мышление, усидчивость, целеустремленность, терпение и многое другое. Важно, что занятия индивидуальные, на них присутствуют только педагог и ребенок, а потому мы находим подход к каждому ученику, помогаем раскрыть его талант, способности. Нередко бывает, что, научившись играть, ребенок чувствует себя более уверенно, активнее участвует в мероприятиях в общеобразовательной школе.
Как правило, задумываясь о том, нужно ли детям музыкальное образование, родители беспокоятся, сумеет ли ребенок совмещать учебу в основной школе и в музыкальной. Вот что думают об этом педагоги ДШИ:
— Я работаю уже достаточно давно, — говорит Светлана Николаевна, — и могу сказать, что обучение в школе искусств делает детей более собранными, более дисциплинированными. Здесь, конечно, важна и помощь родителей — вовремя привести ребенка на занятия, составить распорядок дня таким образом, чтобы времени хватало на все. Но это на первых порах. Со временем ученики втягиваются, у них вырабатывается четкий график, и они успевают все. К слову, независимые исследования определили более высокие показатели обучаемости в школе у детей, занимающихся фортепиано. Это относится к дисциплинированности, координации движения, навыкам поведения в обществе, изучению нового языка. Так что обучение в детской школе искусств идет детям только на пользу и никак не отвлекает от получения среднего образования.
И в завершение хочется добавить, самое главное, к чему стремятся преподаватели Медынской школы искусств — привить детям любовь к музыке, независимо от того, свяжут ли они свою дальнейшую жизнь с профессией музыканта или нет. Хотя, например, в этом году выпускница ДШИ Анастасия Романова, преодолев достаточно большой конкурс, поступила в Калужский областной музыкальный колледж имени С.И.Танеева на фортепианное отделение. Ее примеру собираются последовать еще несколько учеников. Важно, что даже если в процессе обучения ребенок и не проявит блестящих способностей, он станет более образованным, эстетически и духовно развитым, научится понимать музыку. А это само по себе замечательно!

Юлия Алтухова