Когда смотришь на то, как музыкант играет на фортепиано, создается впечатление, что пальцы словно порхают по клавишам, легко и непринужденно выводя мелодию. И мало кто задумывается, сколько труда и терпения нужно, чтобы научиться играть на этом инструменте.
В этом учебном году в Медынской школе искусств на фортепианном отделении обучаются 26 учеников, в том числе 10 первоклассников. Овладеть инструментом им помогают опытные педагоги Светлана Николаевна Гапутина, Джейран Гуламовна Хатамова и Елена Юрьевна Смирнова.
— Фортепиано называют королем музыкальных инструментов, — рассказывает Джейран Гуламовна. — Оно удостоилось этого звания по множеству причин. Например, за его тональный диапазон (он охватывает весь спектр звучания всех инструментов в оркестре, от самой низкой ноты басового фагота до верхней ноты флейты-пикколо), за способность одновременно исполнять и мелодию, и аккомпанемент (попробуйте-ка сделать это, к примеру, на флейте), и за его широчайший динамический диапазон. Кроме того, это самый крупный музыкальный инструмент (исключая орган), самый гибкий, многоплановый и интересный в отношении исполнительских приемов и звучания.
Какую бы музыкальную специальность ни выбрали ученики, обучение игре на фортепиано обязательно входит в учебную программу. И это не случайно.
— Обучаясь игре на фортепиано, ребенок не только получает музыкальное образование, но и всестороннее развивается, — считает Е.Ю.Смирнова. — Эти занятия развивают умственные способности, фантазию, духовность, художественное восприятие мира, тренируют память, логическое и образное мышление, усидчивость, целеустремленность, терпение и многое другое. Важно, что занятия индивидуальные, на них присутствуют только педагог и ребенок, а потому мы находим подход к каждому ученику, помогаем раскрыть его талант, способности. Нередко бывает, что, научившись играть, ребенок чувствует себя более уверенно, активнее участвует в мероприятиях в общеобразовательной школе.
Как правило, задумываясь о том, нужно ли детям музыкальное образование, родители беспокоятся, сумеет ли ребенок совмещать учебу в основной школе и в музыкальной. Вот что думают об этом педагоги ДШИ:
— Я работаю уже достаточно давно, — говорит Светлана Николаевна, — и могу сказать, что обучение в школе искусств делает детей более собранными, более дисциплинированными. Здесь, конечно, важна и помощь родителей — вовремя привести ребенка на занятия, составить распорядок дня таким образом, чтобы времени хватало на все. Но это на первых порах. Со временем ученики втягиваются, у них вырабатывается четкий график, и они успевают все. К слову, независимые исследования определили более высокие показатели обучаемости в школе у детей, занимающихся фортепиано. Это относится к дисциплинированности, координации движения, навыкам поведения в обществе, изучению нового языка. Так что обучение в детской школе искусств идет детям только на пользу и никак не отвлекает от получения среднего образования.
И в завершение хочется добавить, самое главное, к чему стремятся преподаватели Медынской школы искусств — привить детям любовь к музыке, независимо от того, свяжут ли они свою дальнейшую жизнь с профессией музыканта или нет. Хотя, например, в этом году выпускница ДШИ Анастасия Романова, преодолев достаточно большой конкурс, поступила в Калужский областной музыкальный колледж имени С.И.Танеева на фортепианное отделение. Ее примеру собираются последовать еще несколько учеников. Важно, что даже если в процессе обучения ребенок и не проявит блестящих способностей, он станет более образованным, эстетически и духовно развитым, научится понимать музыку. А это само по себе замечательно!
Юлия Алтухова