Газета Заря

Главная Образование Почему в школах Финляндии нет двоечников?

Почему в школах Финляндии нет двоечников?

Автор editor

Побывав в командировке в Финляндии, признанной лидером мирового образования, директор Медынской средней школы Рена Клавдиевна Прокшина признает, что во многом образовательная система этой страны схожа с системой образования нашей советской школы. Но! Взяв у нас самое лучшее и передовое, сегодня финны ушли далеко вперед.      

 

Программа стажировки руководителей общеобразовательных учреждений Калужской области предполагала знакомство с системой образования Финляндии. Наша делегация во главе с министром образования и науки Калужской области А.С.Аникеевым побывала в главном университете страны «Хаага-Хелиа» г.Хельсинки, по значению приравненному к Московскому государственному университету им. М.В.Ломоносова, в гимназии г.Ярвенляя и начальной школе г.Эспоо.

Интерес к модели организации образования этой страны не случаен. По результатам тестирования по международной образовательной методике PISA,  проводящегося один раз в три года среди 15-летних подростков, на протяжении целого ряда лет финские школьники показывают отличные знания. Россия в этом исследовании принимала участие пять раз. Итоги последнего из них будут обнародованы в конце этого года, но, по прогнозам экспертов, ожидать хороших результатов не приходится. С каждым проведенным тестированием  мы отодвигаемся всё дальше от лидирующих позиций: если в 2000-ом году наша страна была на 27-м месте, то в 2003-м опустилась на 32-е, в 2006-м — на 37-е, а в 2009-м оказалась вообще на 41-м месте.

Причина такого отставания, по мнению специалистов, заключается в следующем. Методика PISA принципиально отличается от экзаменов и тестов, к которым привыкли российские школьники. В ходе этого масштабного тестирования оценивается не уровень усвоения школьной программы, а способность системно мыслить, решать какие-то проблемы, вполне житейские, на основе уже полученных в школе знаний. А этого-то наши дети как раз и не умеют.

— Вводимые сегодня новые федеральные государственные стандарты образования должны решить эту проблему, — говорит Р.К.Прокшина. — Но, как нам сказали финские коллеги, в одночасье ничего не изменится. К тому, что имеют сегодня, они шли долгих двадцать лет.

Если говорить кратко, то финская система образования стоит на трех китах. Во-первых, это хорошая материальная обеспеченность всех образовательных учреждений. Во-вторых, тесная связь между всеми ступенями обучения и индивидуальный подход к каждому ребенку. И, в-третьих, отношение к кадрам: к учителям предъявляются самые высокие требования.

Ну а теперь обо всем по порядку.

Учатся и школьники,
и пенсионеры

Образование вообще и школьное в частности является приоритетом во внутренней и внешней политике Финляндии. Доля расходов финского общества на эту сферу составляет 6-7%. Общие же расходы на образование в стране — примерно 15% государственного бюджета.

Положение дел в стране сегодня таково, что практически при нулевой коррупции в управленческих структурах и высоком уровне конкуренции на рынке труда успеха может добиться лишь тот, кто обладает прочными знаниями и максимально умеет раскрыть свой потенциал. Поэтому учатся здесь все, начиная с дошкольного возраста и заканчивая пенсионным. 75% взрослого населения страны владеют хотя бы одним иностранным языком, 60% — двумя.

Школы, в том числе и частные, финансируются за счет государства. Нет элитных классов и элитных школ — это запрещено законом. Уровень и условия обучения одинаково высоки как в крупных городах, так и в маленьких городках и деревушках.

— Наша делегация, — рассказывает Рена Клавдиевна, — побывала в начальной школе г.Эспоо, расположенной в 25 километрах от столицы Хельсинки. Школа эта небольшая, но очень уютная. Дети себя чувствуют здесь, как дома, даже ходят в носочках! Кроме учебных классов есть просторная столовая, хорошо оснащенные читальный и спортивный залы. Невооруженным глазом видно, что трудностей в материальном обеспечении здешнее руководство не испытывает. Все без исключения ребята обеспечиваются школьными принадлежностями  и учебниками. Питание — тоже бесплатное. Рядом со школой оборудована велосипедная стоянка, так как большинство ребят добирается до школы самостоятельно.

Начальное базовое образование, где преподает один учитель, длится с 1 по 6 класс, а последующие три года учащиеся учатся в основной школе. Для ребят, по каким-либо причинам не освоившим программу 9-летки, есть промежуточный 10-ый класс, обучаясь в котором они не только могут подтянуть трудно дающиеся предметы, но и определиться с выбором дальнейшего пути. Причем это решение они принимают самостоятельно — никаких итоговых экзаменов, как у нас ГИА, по окончании этой ступени нет.

Дальнейших пути два. Как говорят финские педагоги, те, кто умеет думать головой, идут в гимназии, а те, кому больше нравится работать руками, — в профильные училища. В высшие учебные заведения — классический университет либо политехнический вуз — поступают далеко не все. Но о причинах этого — чуть позже.

В школу идут работать лучшие

Профессия учитель — одна из самых престижных в Финляндии, а потому конкурс в педагогические вузы составляет не менее шести человек на место. Но даже после получения диплома абсолютной гарантии в том, что отучившегося несколько лет специалиста возьмут на работу в школу, нет. Кандидат на эту должность проходит очень жесткий, чуть ли не трехступенчатый, отбор.

Работает учитель на контрактной основе. А это значит, что в любой момент этот контракт с ним могут расторгнуть. Как признаются директора финских школ, они за то, чтобы  у них часто менялись учителя,    потому что с новыми кадрами в учебный процесс постоянно привносится что-то новое.

В то же время творческому учителю, готовому постоянно учиться и самосовершенствоваться, все время находящемуся в поиске, здесь предоставляется полная свобода. Преподаватель сам выбирает, по каким учебникам и программам он будет вести обучение, какие формы и методы использовать. В отличие от российских школ, здесь нет внутришкольного контроля и инспекторских проверок со стороны муниципальных органов образования, нет аттестации.

Средняя нагрузка школьного учителя — 16-20 часов в неделю. Средняя зарплата  — от 2500 до 3000 евро в месяц. По финским меркам это не так много. Тем не менее, по наблюдению российских коллег, финские педагоги чувствуют себя очень счастливыми людьми. Они любят свою работу, любят детей и, не зацикливаясь на мелочах, умеют радоваться каждому дню.

 

Высшее образование — не панацея!

Ни для кого не секрет, что многие из величайших умов совсем не блистали в школе. Например, Антон Чехов дважды оставался на второй год. В третьем классе — из-за плохих отметок по арифметике и географии, в пятом — из-за сплошных двоек по греческому языку. Удивительно, что по русской словесности будущий писатель никогда не получал больше четвёрки. Зато когда Антон Павлович поступил в медицинский университет и там начал писать рассказы, то открыл себя в совершенно новом качестве. Гениальный конструктор Константин Эдуардович Циолковский в детстве переболел скарлатиной, стал плохо слышать и потому не успевал в школе. Во втором классе оставался на второй год, после третьего его исключили. Но это не помешало ему, став взрослым, сдать экзамены на звание учителя и позже прославиться на весь мир.

В Финляндии своих Пушкиных и Королевых пытаются разглядеть в самом раннем возрасте. Здешние преподаватели не стремятся заполнить головы учеников потоком информации, а развивают у них навыки поиска и творческого мышления, учат оценивать свою собственную работу и свои достижения. Ребенок не соревнуется с кем-либо в оценках, а учится для себя, сравнивая свои достижения с более ранними.

— Дети начальной школы демонстрировали нам свои первые изобретения, — с восхищением рассказывает Рена Клавдиевна. —  Один из них придумал устройство, которое зимой не дает замерзнуть ногам, второй — робота, разливающего молоко в бутылки, третий — робота, в точности повторяющего движения. На робототехнике «помешаны» все. Ребята мастерят и конструируют из всего, что мы зачастую просто выбрасываем: катушек из-под ниток, пробок, металлических баночек из-под напитков, кусочков ткани. Результаты этих проектов, на первых порах самых простых, — на виду у всех: классные комнаты, коридоры оформлены поделками и рисунками ребят. Приятно и им, и родителям.

Есть ли в школе слабые ученики? Конечно же, есть. Но вот двоечников нет! В штат образовательного учреждения введены специальные советники, обязанность которых — дополнительные занятия с ребятами, у которых появились проблемы в учебе. Причем воспользоваться их помощью может каждый, даже хорошо успевающий ученик. По числу работающих с детьми психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран.

Огромная работа проводится и с родителями, ведь именно от них во многом зависит степень мотивации ребенка к учебе. В отличие от наших мам и пап, во что бы то ни стало стремящихся по окончании школы устроить свое любимое чадо в вуз попрестижнее, родители финских школьников четко понимают, что гораздо важнее, чтобы, став взрослыми, они смогли эффективно применять свои знания на практике.

Вот здесь хотелось бы рассказать о том, как построено обучение в профессиональных училищах, и о том, какую поддержку получают их выпускники по окончании учебного заведения. Учат здесь всему: шитью, парикмахерскому искусству, столярному и строительному делу. Причем приобретению практических навыков уделяется внимание с самых первых месяцев обучения, и для этого здесь созданы все условия. Например, студент строительного училища на первом курсе должен самостоятельно построить будку для собаки, на втором — сарай, на третьем — сборный дом, который можно перенести в любое место. Покупатели на эти дома выстраиваются в очередь! Если выпускник не может сразу найти себе работу, ему предоставляется (за очень небольшие деньги!) помещение в аренду. Использовать его он может и два, и три года — пока сам не встанет на ноги.

Вот вам и ответ, почему в Финляндии не все стремятся идти в вузы: человек уверен, что и со среднеспециальным образованием он не останется без работы. Чего, увы, не скажешь, об «армии» наших многочисленных менеджеров, юристов, психологов, экономистов и т.д. Получив на руки заветные «корочки», большинство из них устраивается не по специальности.

 

Вместо эпилога

— Профессия учителя предполагает, что мы должны сравнивать, проводить определенные параллели, — подводит итог разговору Р.К.Прокшина. — Когда находишься в одной системе, это делать сложно, поэтому и нам, руководящему составу, и, конечно же, учителям такие стажировки очень полезны. Несмотря на разный менталитет наших стран, разные культуры, различные системы образования, приятно было осознать, что проблемы, с которыми сталкиваются учителя в России и в Финляндии, во многом одинаковы. Так же, как и в России, финские учителя творческие люди, работающие с самоотдачей. Они так же делятся впечатлениями от уроков, обсуждают проблемы, возникшие здесь и сейчас, решают вопросы с дисциплиной и качеством обучения. Но у них действительно многому можно поучиться.

Руководитель общеобразовательного учреждения полна новых идей и замыслов. И, думается, коллектив школы обязательно поможет воплотить их в жизнь.

Елена Шкумат