Газета Заря

Главная Образование Современное образование – взаимодействие и преемственность

Современное образование – взаимодействие и преемственность

Автор editor

Переходный период от дошкольного к школьному считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

О том, какие шаги предпринимаются для того, чтобы процесс перехода от одной ступени к другой был последовательным и менее болезненным для ребенка, рассказывает воспитатель детского сада «Колокольчик» Н.Г.Хорькова:

— Введение новых государственных стандартов в образовании предполагает серьезные изменения в организации педагогического процесса. Главным посылом создателей стандартов дошкольного образования стало сохранение самоценности дошкольного детства, где нет места классно-урочной системе, где ребенок является главным в организации педагогического процесса, в котором формируются фундаментальные личностные качества ребёнка. Как писал Н.Н.Подъяков,  дошкольная ступень должна сохранять «радость детства», ведь это уникальный и решающий период развития ребенка, в котором возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, умение регулировать свои действия, активно развивается воображение, творчество,  инициативность, формируясь в игре.

Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности». Итогом освоения образовательной программы дошкольного образования будут интегративные качества ребенка. Такие как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др. И именно эти задачи предполагает решать стандарт начальной школы. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого. Результативность работы в этом направлении во многом зависит от полноценного взаимодействия воспитателя детского сада и учителя начальной школы.

Детский сад «Колокольчик» вот уже девять лет ведет большую и планомерную педагогическую деятельность с МКОУ «Медынская СОШ» в рамках преемственности дошкольного и начального образования. На начало учебного года составляется план работы, который реализуется с сентября по май. Он включает в себя экскурсии в начальную школу, собеседования учителей и воспитателей, посещение учителями открытых мероприятий детского сада, проводится ежегодный анализ успеваемости выпускников детского сада по итогам учебного года. Хочется отметить, что результаты работы несомненны: период адаптации к школьному процессу, социальная адаптация проходят легко и безболезненно, а уровень успеваемости достаточно высокий. В этом смогли убедиться заведующая, воспитатели, посетив уроки своих выпускников, на которых увидели работоспособность и активность ребят, позитивный настрой, любознательность, хороший результат обучения, то есть все то, что требует современный стандарт образования. Такие посещения имеют положительный методический эффект для дальнейшей работы воспитателя подготовительной к школе группы: учителя дают советы для работы на будущее, мы анализируем свою деятельность и делаем определенные выводы. Хочется выразить благодарность учителям, с которыми мы сотрудничаем много лет — Е.Н.Яковлевой, Н.Г.Мартышевой, Г.П.Пискаревой, за их открытость, конструктивное взаимодействие и те теплые слова, звучавшие в адрес нашей работы, наших замечательных детей. По итогам встречи, по традиции, проведено собеседование, заключена договоренность о сотрудничестве и тесном взаимодействии, запланированы мероприятия в рамках преемственности.

К печати подготовила Е.Толкачева