Газета Заря

Главная Образование Учитель по призванию и на всю жизнь

Учитель по призванию и на всю жизнь

Автор editor

Часто говорят, что учителя – почти вторые родители. И это не просто слова, это на самом деле так. Ведь педагоги не только дают нам знания, но и формируют мировоззрение, помогают становлению личности, влияют на дальнейший выбор профессии.

В городском читальном зале нас познакомили с такими людьми. Это особенные учителя. Стаж каждого из них – более 30 лет. Они – «родители» наших сегодняшних учителей, так как именно благодаря их примеру наши преподаватели выбрали эту профессию. Именно эти педагоги воспитали наших учителей такими, какими мы их сейчас видим: честными, справедливыми, понимающими…
На этой встрече каждый учитель рассказал о себе, поделился опытом и дал нам напутствия, советы. Познакомимся с ними поближе.

Наталья Юльевна Шманкевич

Я считаю, что учитель русского языка и литературы – профессия особая, литература учит, прежде всего, жизни, побуждает к раздумьям. На уроках литературы мы высказываем своё мнение, своё отношение к прочитанным произведениям, ставим себя на место героев книг, учимся на их ошибках, постигаем опыт и т.д.

Н.Ю.Шманкевич — учитель в пятом поколении. Стаж работы 38 лет. Заслуженный учитель России. По ее словам, главная цель, которую она всегда ставила перед собой — «научить ученика учиться».  Учениками Натальи Юльевны были М.С.Чистохвалова, И.А.Панкова, Л.В.Клевкова, Е.Н.Журба, Л.Н.Медведева, Л.Н.Чумакова. «Белые грибочки» — так в шутку называет их она.

Закончила филфак Ленинградского университета. Получив диплом, по распределению была направлена на работу в Среднюю Азию. Такого поворота судьбы не испугалась, так как своё
послевоенное детство провела в Ташкенте.

Наталья Юльевна рассказала о сложностях профессии: учитель не принадлежит себе, своей семье. Он принадлежит школе, чужим детям — и в этом самая большая трудность. А еще постоянная подготовка к урокам и поиски новых форм работы, психологическая напряжённость, высокое чувство ответственности.
Но есть в этой профессии великое благо – это необходимость и возможность постоянно учиться — у коллег, у учеников, на курсах. Рядом с молодежью учитель испытывает прекрасное ощущение собственной молодости.

Как сказала Наталья Юльевна, главное в отношениях с детьми – это сотрудничество: не переделывать человека, «не ломать через колено», а помочь раскрыться, вырасти, состояться.

Татьяна Ивановна Малюгина

Учитель начальных классов. Стаж работы 40 лет. Все эти годы перед Татьяной Ивановной стояла очень важная задача: она должна была не столько дать знания, сколько подготовить ученика к дальнейшему получению их. «Все дети такие разные: кто-то очень шустрый, кто-то, наоборот, медлительный. Кто-то сообразительный, а кому-то надо преподнести предмет. Кто-то вообще боится стоять у доски или просто зайти в класс. К каждому нужен свой подход, в каждом нужно увидеть способности, развить их».

Слушая Татьяну Ивановну, нельзя было не заметить, как она любит детей, как они ей до сих пор дороги — с таким трепетом она о них рассказывала. На вопрос, что нужно для того, чтобы стать учителем начальных классов, Т.И.Малюгина ответила: «Надо что-то иметь в душе, чтобы полюбить ребёнка и чему-то научить».

Сейчас Татьяна Ивановна занимается воспитанием своей внучки. Но прежние ученики не забывают любимую учительницу: приходят, приезжают, звонят, пишут, поздравляют с праздниками.

Антонина Петровна Глазкова

Учитель математики. Стаж работы 53 года. Ее учениками были С.Н.Курдюкова, О.П.Карпова, Е.В.Дударева. Антонина Петровна ста-ралась «развить в детях справедливость, научить их любить жизнь и людей».

Путь этой женщины к профессии учителя был не прост. В войну она была эвакуирована и отправлена работать на завод. Совсем юной была награждена медалью « За доблестный труд». Затем решила, что хочет продолжать обучение, и пошла в местную вечернюю школу. «Не было никаких документов, — вспоминает Антонина Петровна, — всё сгорело. Был только томик Байрона, которым меня наградили за отличное окончание 7 класса, его я и показала директору». Так Антонину и взяли учиться. После отличного окончания 8 класса А.П.Глазкова  поступила в Кондровское педагогическое училище и закончила его. В дипломе было написано: учитель начальных классов и математики.

Антонина Петровна всегда подходила к своей работе с энтузиазмом — придумывала разные игры, рисовала, сочиняла стихотворения. И всё это для того, чтобы дети усвоили сложную тему, шли на урок без страха, с радостью.

На вопрос «А если бы сегодня перед вами снова встала проблема выбора профессии, вы бы выбрали другую?»  Антонина Петровна ответила: «Нет, быть учителем очень приятно: всегда слышишь слова благодарности,
наблюдаешь, как на твоих глазах формируется личность, растёшь сам».

Слушая рассказы учителей, я думаю, каждый понял, что профессия преподавателя очень трудна и ответственна. Потому не всякий отважится выбрать такой путь. И очень важно, чтобы работать в школу люди приходили по призванию и на всю жизнь.

Анастасия Ермолаева,
член пресс-центра «Рассвет»
Медынской СШ