Газета Заря

Главная Общество В небе и на земле

В небе и на земле

Автор editor

Многие ветераны войны – очень скромные люди. Когда их спрашивают, какая медаль для вас самая памятная, ответ им дается с трудом.

Не любил говорить о своих подвигах и наградах и мой отец, Андрей Иванович Платонов. И только благодаря настойчивости и любознательности нас, его родственников, в семейном архиве остались его воспоминания. Некоторые из этих рассказов легли в основу этой публикации.  

 

Андрей Иванович Платонов родился в 1917 году в селе Ердово Ленинградской области. После школы закончил ремесленное училище — получил профессию кузнеца. Кроме того, хорошо знал слесарное дело. В 1939 году был призван на срочную службу.

Прошел всю Великую Отечественную войну — был авиамехаником, а затем бортмехаником. Воевал под Москвой, в советском  Заполярье. За мужество и отвагу был награжден медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За отвагу», орденом Красной Звезды.

В мирное время 36 лет отработал на Медынской мебельной фабрике. Умер 15 февраля 1983 года.   

Весть о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз застала отца в Медыни, где он после окончания школы младших специалистов-авиамехаников проходил службу в 95-ом авиационном полку.

Базировались здесь бомбардировщики и истребители.

Боевое крещение

В первые же дни войны прифронтовые аэродромы были разбиты. Однажды авиаторов вызвал командир: «Поступила команда: срочно выехать в район Смоленска и вывезти двигатели оставшихся там бомбардировщиков!» На нескольких машинах колонной в составе тридцати человек двинулись в направлении Юхнов-Вязьма-Смоленск. После Вязьмы в небе стали появляться немецкие самолеты – пришлось идти лесными дорогами. Из оружия – несколько винтовок и немного патронов к ним.

Когда машины выехали к пересечению дорог, послышался шум двигателей, и летчики увидели грузовик с немцами на борту. Фашистам с автоматами ничего не стоило расстрелять советскую колонну, но в бой они не вступили. По-видимому, это была разведка. Так впервые нашим солдатам пришлось встретиться с врагом.

К вечеру прибыли на аэродром и сразу же приступили к работе. Оставалось снять двигатель у последнего бомбардировщика, как старшина команды, осматривавший местность, заметил четыре немецкие танкетки. Немцы открыли огонь из пулеметов. «Ну, — подумали бойцы, — отвоевались!» Не раздумывая ни минуты, под градом пуль отец запрыгнул в кабину самолета, развернул пулемет, прицелился и дал очередь по передней танкетке – та загорелась. Подбил и вторую, а две оставшиеся отступили.

Времени на то, чтобы опомниться, прийти в себя не было. Бойцы быстро сняли оставшиеся двигатели, погрузили их на грузовики и двинулись в обратный путь. Первое боевое задание было выполнено.

Через некоторое время после возвращения в часть отца наградили медалью «За боевые заслуги». Она была для него самой дорогой: рискуя своей жизнью, он спас товарищей.

Русское ноу-хау для американской авиакобры

После разгрома фашистских войск под Москвой авиационную часть направили на север, в Северодвинск. Там, на море и в воздухе, шли ожесточенные бои. Чтобы захватить Архангельск и Мурманск, наиболее важные советские стратегические пункты, Гитлер бросил в этом направлении большую часть авиации, кораблей и подводных лодок.

Из авиационной части был сформирован 95-ый авиаполк морской авиации. Северный климат, холод, нехватка кислорода, снежные заносы – часто от казармы до столовой в пургу можно было ходить только по канатам. Но аэродром жил боевой жизнью: самолеты, разведка, боевые задания… Немцы по нескольку раз в день бомбили взлетные полосы. Наибольший урон приносила «Большая Берта» — пушка, дальнобойность которой составляла девяносто километров. Огромные снаряды с грохотом проносились над аэродромом и взрывались в сопках. Один из таких снарядов взорвался прямо на взлетной полосе – образовалась огромная воронка, равняли которую несколько часов. К счастью, спецотряду НКВД удалось ликвидировать это серьезное оружие.

После открытия второго фронта американцы стали присылать на север одежду, продукты, технику – шли караваны судов. Так в 95-ом полку появились «аэрокобры» – истребители ВВС США. По отзывам русских летчиков, самолеты были неплохими. Герой Советского Союза Борис Сафонов – летчик-истребитель, у которого был механиком мой отец, говорил, что у «американца» был только один недостаток: при морозе и нехватке кислорода он с трудом запускался. Пока он взлетал, самолеты противника уже вовсю вели обстрел аэродрома. Отец долгие ночи не спал, думал, как усовершенствовать самолет. Изучал двигатели, карбюраторы, и, наконец, ему пришла мысль: просверлить маленькие отверстия в карбюраторе, чтобы дать больше кислорода при запуске. При испытании двигатель завелся мгновенно. Таким образом, все «кобры» могли взлетать на задание, уложившись в заданный норматив. За это новшество отец был награжден орденом Красной Звезды.

Летчик Борис Сафонов погиб на глазах у отца. А было это вот как. Над аэродромом появились четыре «мессера». Первым поднялся в воздух Сафонов, вступил в бой, подбил один вражеский самолет, зашел в хвост другому, но в этот момент был подбит. Погиб он еще в воздухе – самолет врезался в сопку. Остальные мессеры кинулись наутек – в воздухе появились наши истребители.

Было ли на войне предчувствие смерти? Было. Следующий случай – тому подтверждение. В один из дней после боевого вылета несколько летчиков обедали в столовой – землянке, замаскированной от врага. Сели за стол, женщины-повара подали щи и кашу с котлетами. Все приступили к еде, но у отца почему-то не было аппетита. Встав из-за стола, он сказал товарищам: «Идем в укрытие!» Но на его слова никто не отреагировал, летчики продолжали обедать. Едва отец поднялся наверх, раздался сильный взрыв — бомба попала прямо в землянку. Все, кто там находился, погибли. А отца только контузило.

После госпиталя он вновь вернулся в строй. Бортмехаников на торпедоносцы не хватало, поэтому ему часто приходилось вылетать на задание вместе с пилотами. За эти боевые вылеты отец был награжден медалью «За оборону Заполярья».

 

Спасла солдатская смекалка

А вот еще один случай. Было это уже по окончании войны, в 1946 году. Отца оставили в армии: в авиаполках была нехватка летного и технического состава — многие погибли в боях с фашистами, многих списали по здоровью. Нужно было испытывать новую технику. Летали на тяжелых двух- и четырехмоторных бомбардировщиках. Отец – в качестве бортмеханика.

Однажды на аэродроме разгорелся спор: кто пролезет в окошко фюзеляжа, предназначенное для фотографирования местности. Смог только один летчик. Он как-то просунул голову в иллюминатор и вылез наружу. Тогда все только посмеялись. Кто знал, что эта шутка потом спасет отцу жизнь…

Во время одного из экспериментальных полетов стали давать сбои двигатели правого крыла: сначала один, потом другой. Летели на двух двигателях левого крыла, которые в любую минуту могли подвести. Внизу – бескрайняя тундра. Экипаж принял решение сажать самолет на более-менее ровную площадку. Бомбардировщик убавил скорость, пошел на снижение и, ломая мелкий кустарник, приземлился в болото. Не успели летчик и штурман  выбраться из самолета, как он с тяжелым хлюпаньем начал тонуть в болоте.

Бортмеханик остался в кабине, нижний люк, через который он мог спастись, – в воде и вязкой тине. Драгоценные минуты  шли, а многотонная машина опускалась все ниже и ниже. «Надо же, — подумал отец, — во время войны выжил, а тут…» Решение пришло мгновенно — вспомнился тот недавний спор на аэродроме. Отец разделся, просунул сначала руку, потом голову в окошко и, оттолкнувшись от фюзеляжа,  выскочил на свободу. Его подхватили товарищи, сняли часть своей одежды и отдали ему. Не верилось, что весь экипаж остался жив. Самолет быстро уходил в бездну болота.

Осмотревшись, летчики решили идти по тайге. Через некоторое время над ними пролетел самолет. Дали ракету – их не заметили. Трое суток они двигались по тайге, обходя топь, питаясь дольками шоколада и клюквой. Видели еще один самолет, но опять неудача. На третий день пути, измученные и обессиленные, они вышли к озеру, на берегу которого стоял дом. Вышли две старушки. Познакомились. Выяснилось, что сестры-двойняшки живут здесь уже восемьдесят лет. Питаются рыбой. Ближайший населенный пункт – в девяноста километрах. Когда были помоложе, ходили туда за продуктами.

Солдат накормили рыбой и хлебом из рыбьих костей. Затем постелили им на сене, и они уснули. Разбудили рано утром – на озеро сел гидросамолет, который и доставил их на базу.

Но на этом неприятности не закончились. Летчиков неоднократно допрашивали о том, что послужило причиной аварийной посадки, в результате которой боевая машина была потеряна. Разобравшись, комиссия пришла к выводу: это были заводские дефекты, и экипаж в этой ситуации вел себя профессионально.

Через полгода после этого полета отец вернулся домой.

В.А.Платонов, г.Медынь