Газета Заря

Главная Общество Все было в жизни — радости и горе…

Все было в жизни — радости и горе…

Автор editor

Поздравление от президента России получила жительница нашего города Вера Григорьевна Шмакова, отметившая совсем недавно свой 90-летний юбилей.
Вера Григорьевна родилась в Новгородской области. В Медынь переехала после войны. Она сохранила воспоминания о жизни почти целого поколения и поделилась ими с нами. Вспоминала, как бедно жили бабушка с дедушкой, у которых было пятеро детей, как ее отца и двух его братьев забрали на гражданскую войну. Рассказала Вера Григорьевна и о том, как после смерти ее мамы, бросив дом, они с отцом уехали в Сибирь:
— Голод был страшный.  Отец работал, мачеха нет. А когда началась война, мне и 14 лет не было. Отца на войну забрали. А мы все от мала до велика работали на полях — пололи, косили, серпами жали… Отец в гражданскую был пулеметчиком, и поэтому его взяли обучать молодых солдат. Ходила к нему за 35 км пешком. Помню, как дали им на завтрак по кусочку сахара, а он отдал его мне. Последний раз его тогда видела. В начале ноября их уже отправили на фронт, и он погиб в первый же год войны.
Некоторое время Вера Григорьевна прожила в г.Козельске, откуда родом был ее муж. Приехали туда после войны — восстанавливать разрушенное хозяйство. Потом перебрались в г.Медынь.
— У моего мужа в Медыни жила сестра. Она нас и позвала. Здесь тоже все было разрушено. Целых домов, считай, не было. Начали строиться. Мы с золовкой ходили под с.Адуево, где пилили лес на постройку дома, пока мужья на работе. Так и построили дом на наши две семьи. Мы с мужем забрали к себе его маму и сестру. Так и прожили вместе со свекровью душа в душу 20 лет.
Я сама восемь лет работала на строительстве по восстановлению фабрики, — вспоминает Вера Григорьевна, — она раньше была спичечной, а потом только стала мебельной. Глину месили ногами и делали из нее кирпичи. Сейчас даже трудно представить, как все это было. Двадцать семь лет отработала на мебельной фабрике, половину домов, в которых живут работники фабрики, еще я строила. Работала даже грузчиком.
В жизни у Веры Григорьевны было много горестей — утрата родителей, мужа, сыновей, но они не сломили эту хрупкую и мужественную женщину. Сегодня рядом с ней близкие и родные ей люди. Вера Григорьевна Шмакова прошла нелегкий путь, и ей есть о чем рассказать внукам и правнукам.

В.Осипова