Газета Заря

Главная ПолитикаГлавная тема ЗАРПЛАТЫ УЧИТЕЛЕЙ ВЫРАСТУТ 1 СЕНТЯБРЯ

ЗАРПЛАТЫ УЧИТЕЛЕЙ ВЫРАСТУТ 1 СЕНТЯБРЯ

Автор editor

Перед тем, как уйти на каникулы, депутаты Законодательного Собрания области поддержали инициативу губернатора по животрепещущей теме – повышение заработной платы учителей. Такой шаг был необходимым условием для подписания Соглашения между нашим регионом и Министерством образования и науки Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета на модернизацию областной системы общего образования в размере почти 111 миллионов рублей. Калужская область стала первым регионом, подписавшим с Министерством такое соглашение.

Если уже с 1 сентября 2011 года во всех регионах Российской Федерации должен быть увеличен фонд оплаты труда учителей как минимум на 30%, то фонд оплаты труда учителей в Калужской области увеличен на 40,8%. На эти цели из бюджета Калужской области выделено 436 миллионов рублей. Таким образом, уже начиная с сентября 2011 года, средний размер заработной платы учителей области достигнет уровня среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике региона и составит 19 737 рублей. Это одно из направлений проекта «Модернизация образования», реализуемого партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Эта новость вызвала у некоторых учителей и части родителей не только радость, но и опасения. Дабы развеять их, редакция обратилась к заведующей отделом образования МР «Медынский район» Елене Вячеславовне Дударевой.

Опасение 1. Реального повышения заработной платы не произойдет. Все это только обещания, которые так и останутся на бумаге и в отчетах перед Председателем Правительства РФ В.В.Путиным. Как, впрочем, и в предыдущие годы.

Е.В.Дударева категорически отвергла такое предположение. По ее словам, в последнее время прослеживается явная тенденция повышения средней заработной платы. Этот процесс начался еще в 2008 году, в связи с переходом на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование. А что такое норматив? Это стоимость обучения одного ребенка в год и состоит он на 90% из средств на оплату труда работников школ. Эти нормативы ежегодно растут. Вот, например, в нормативе на 2011 год уже было заложено повышение заработной платы на 6,5% с 1 июня. А теперь он увеличен еще более чем на 40 процентов с 1 сентября.

Елена Вячеславовна говорит, что они обязаны провести повышение средней зарплаты учителей в районе до обозначенной цифры в 19 737 рублей – деньги на это в областном бюджете уже заложены. Главное теперь – их грамотно распределить. А это уже задача как отдела образования, так и, в первую очередь, директоров школ, которые, прежде всего, должны быть менеджерами. И здесь есть разные способы, например, объективно подойти к распределению педагогической нагрузки между учителями, грамотно организовать работу по формированию классов-комплектов, приблизив наполняемость к нормативной, потому что это тоже влияет на зарплату учителей.

Опасение 2. Зарплаты будут прирастать в основном за счет распределения фонда стимулирования, а поскольку заниматься этим будут директора школ, то доставаться надбавки будут в основном их приближенным, а остальные будут «сидеть на голом окладе».

Е.В.Дударева: «Это не так, в корне неправильно! Повышение коснется всех учителей, но в разной степени. Фонд стимулирования будет распределяться между теми педагогическими работниками, которые показывают наиболее высокие результаты труда, применяют на уроках современные инновационные технологии, ученики которых демонстрируют хорошее качество знаний.

Занимается распределением стимулирующего фонда не один руководитель учреждения. В каждой школе принято «Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда». В нем отражено, примитивно говоря, кому, сколько и за что платить, а главное — прописаны конкретные критерии, и они довольно четкие. Само положение разрабатывается активом школы, согласовывается с профсоюзными органами и обязательно утверждается на общем собрании трудового коллектива.

Но и это еще не все! У нас в каждой школе созданы управляющие советы, в состав которых входят и учителя, и родители, и представители профсоюза, и даже ученики. Они и должны принимать, и, как правило, принимают, самое активное участие в этом процессе. А где эта схема не работает, там и появляются проблемы с объективностью. Распределение по принципу «всем сестрам — по серьгам» приводит к уравниловке. Вот тут учителя и должны показать свою активную позицию и выйти с инициативой создания управляющего совета, профсоюза и т.д.».

Вообще систему дифференцированной оплаты труда Елена Вячеславовна полностью поддерживает. Она считает, что учитель обязан постоянно развиваться, идти в ногу со временем. Поэтому педагог, который использует в учебном процессе современные методы обучения, компьютерные и информационные технологии, интерактивные учебные пособия, создает собственные педагогические наработки, должен получать больше, чем тот, кто обучает «дедовским методом», по методикам десяти, а то и двадцатилетней давности.

Результат работы каждого учителя должен оцениваться индивидуально, это очень важно. Если дети у конкретного учителя не справляются со стандартами, показывают низкую успеваемость, то и поощрять такого педагога не за что.

«Хотелось бы отметить, что ничего нового для нас в этом нет, ведь система оплаты труда не изменилась, и многие проблемные вопросы мы сняли еще 3 года назад».

Опасение 3. Заработная плата вырастет только у учителей, и ее рост не коснется других работников школ.

Е.В.Дударева заверила, что «повышение заработной платы коснется всех работников школы. Это напрямую связано с переходом на нормативно-подушевое финансирование образования. Ведь в норматив входит фонд оплаты труда не только учителей, но и учебно-вспомогательного, административного, обслуживающего персонала. В связи с тем, что весь норматив увеличен на 40,8%, появляется возможность более достойно оценить труд всех категорий работников школы.

Также хотелось бы отметить, что и средства на учебные расходы с 1 сентября возрастут на указанный процент, что позволит качественно улучшить материально-техническое обеспечение учебного процесса».

Если у вас еще остались вопросы на тему повышения заработной платы учителям, вы можете задать их каждый понедельник с 17 до 18 часов по телефону горячей линии министерства образования и науки Калужской области: 8 (4842) 719-302.

Е.Толкачева