Газета Заря

Главная ОбществоПравославие Желаем вновь Святою Русью стать

Желаем вновь Святою Русью стать

Автор editor

23 сентября в нашей газете была опубликована фотография собора Константина и Елены, на которой видно сооружение пирамидальной формы и на нем Крест, а возле стены – леса и лестница. Под снимком – письмо А.Черновой: «Помоги им, Господи!». Ниже напечатана статья, рассказывающая об истории создания собора и его существовании как действующего храма до начала октябрьской революции.

На публикацию поступило много отзывов от наших читателей. Сегодня мы даем слово человеку, о котором говорится в письме, — Эдуарду Анатольевичу Теплякову:

— Продолжая рубрику «краеведение» в районной газете «Заря» на тему собора в честь равноапостольных царей Константина и Елены, хотелось бы внести некоторые дополнения к письму Анастасии Черновой. Мы очень благодарны ей за искренние молитвы, именно с молитвы горожан все и начинается.

Всем, кому небезразлична судьба этого храма, наверное, запомнилось первое за последние 80 лет богослужение и окропление святой водой поруганных стен, и та надежда, с которой все расходились по домам,  желая еще когда-нибудь собраться в этом прекрасном, но надолго забытом месте.

Обидно, что одно из самых красивых мест в городе было вычеркнуто из списка мест восстановления. Битая стеклотара годами лежала вокруг храма, бурьян никогда не косили, что творилось внутри, мы все хорошо знаем. Строительная компания «Космос» решила проблему – мусор был вывезен, мало того, начались подготовительные работы по восстановлению собора. Был раскрыт купол, прогнившую кровлю сняли, внутри вычистили весь храм, установили железные двери.

Большое человеческое спасибо всем людям, принимавшим участие во всем этом. Жаль, что работы были остановлены.

Прошел год. вокруг все начинает «зарастать» мусором. зачем возле здания храма бить бутылки? Непонятно. Кто-то выбивает кирпичи в проемах, пытается сломать железные решетки. Не дай Бог, прорвутся вовнутрь храма. Все благие намерения пойдут насмарку. Наверно, только молитва за наших бездушных и бездарных людей поможет остановить беспредел.  Но самое страшное то, что молодежь наша стаями кружится там и впитывает в себя все равнодушие происходящего: оставлять мусор возле храма становится нормой. Жаль, что дворники туда не заглядывают и лишь только сотрудники центра занятости пытаются бороться за чистоту и порядок.

Хотелось бы попросить мэра нашего города посодействовать в ограждении территории собора, тем самым решить насущную проблему. очень просим, помогите, пожалуйста!

Всем известно, что на медовый Спас наш город посетил митрополит Калужский и Боровский Климент. Мы, инициативная группа «Русь», пользуясь случаем, получили его благословение на защиту и дальнейшее сохранение собора. Не только как памятника архитектуры, но и как истории нашей веры православной.

По замыслу архитектора Петра Никитина, собор должен был отвечать требованиям упорядоченности всей городской структуры и являться, по существу, важнейшим его формообразующим ядром. Поистине — это место и есть сердце города. И не только администрация нашего района, а каждый гражданин обязаны беречь его, хотя бы в память о предках, нашей истории, веры православной.

Все, что мы планировали сделать — это закрыть купол от проливных дождей и снега, огородить территорию. Но, поднявшись наверх здания, увидели картину под названием «разрушение собора». Анастасия Чернова видеть это, конечно, не могла. Сейчас рубероидом закрыт только купол, пространство же над приделами окончательно не закрыто. Когда встал вопрос, закрывать его или нет, решение было принято практически сразу, поскольку на наш призыв откликнулись добрые люди. Приняли участие в благом деле наши предприниматели, владельцы пилорам, жители Медыни, которые без лишних вопросов пожертвовали на ремонт пиломатериалы, личное время. Как им смотреть в глаза, если все бросить? И как можно все бросить, ведь через пару лет свод над правым приделом храма может рухнуть, тогда уже будет поздно. Собирая пожертвования, думали только купол закрыть. Но на данный момент необходимо перекрывать все пространство над сводами. Нужны средства и участие горожан.

Большое спасибо за помощь Колесникову Сергею Николаевичу, Здобникову Александру Михайловичу, Степанюк Николаю Николаевичу, Самцову Вадиму Викторовичу, Смирнову Михаилу Геннадьевичу, Диеву Ивану Викторовичу и бригаде МЧС за помощь при воздвижении креста, Жеребцову Владимиру Владимировичу и Кругликовой Анне Михайловне, бригаде плотников и Хрипунову Леониду Ивановичу, сотрудникам центра занятости, за духовную поддержку — священнику Александру Земцову и Анастасии Черновой.

Некоторые предлагают снести наш собор, как это сделали в Жиздре, или восстановить, как в Тарусе. По легенде, три храма — в Жиздре, Тарусе и Медыни, смотревшие алтарями друг на друга, по замыслу Екатерины, должны были охранять Калужскую Землю.

Мы недавно были в Тарусе. Там собор полностью восстановлен, идут богослужения. Точно так же, как и у нашего, у того собора были утрачены купол и колокольня. Поговорили с прихожанами. Оказывается, они собирали пожертвования всем городом два года, а работоспособное население у них такое же, как у нас, около 4000 человек. Восстановили храм, мимо не проедешь. И не только в Тарусе. Во многих провинциальных городишках издалека видны купола, а если еще и колокола на них, да медный звон слышно, душа радуется.

Если у вас есть какие-либо предложения по восстановлению собора Константина и Елены, звоните мне на контактный телефон 8-915-896-77-05.

 

Поможем собору всем миром!

Родилась я в 1933 году. Семья была большая: четыре брата и я. Папа занимался кузнечным делом, а мама — огородничеством. А до знакомства с мамой отец был гусаром, познакомились они в соборе. Все мы были верующими, и родственники тоже. По рассказам бабушек и родителей, нас всех крестили в соборе Константина и Елены. Взрослые обязательно венчались там. Из последних священников помню фамилию Сибирев. И жил он недалеко от храма. Вокруг собора было высажено много сирени. Оттуда этот кустарник стал распространяться по всему городу.

Действительно, собор переделывали под кинотеатр, под Дом культуры, под склады. Фильмы показывали Горбачев, Гореликов, Куркин, Трифонов. Мой муж тоже был киномехаником. Ездил по деревням. Умел он и фотографировать. У него был «Зоркий», а делать фотографии ему помогал однокашник Ермилов. В нашей семье было много фотографий собора, но они сгорели вместе с нашим домом. Были еще подобные фотоснимки в семье медынцев Кушневских.

Очень хорошо помню начало войны 1941 года. Видела, как прилетали вражеские самолеты, как они бомбили строения вдоль берегов реки Медынки, но ни одна бомба не упала на собор. А вот Казанской церкви не повезло. Бомба угодила прямо в центр. Образовалась круглая дыра в кровле. Мы ходили помогать убирать там мусор. Колокольни на соборе были уничтожены намного раньше, еще в 1937 году. Отец говорил, что люди разжигали костры прямо под колоколами, горели деревянные перекрытия и все, что могло гореть. Командовал «пожарниками» Грызлов. А потом кирпичи сбрасывали со стен в сторону оврага. Еще помню, что старостой в общине собора был Василий Иванович Маслов. В 1950-х годах сюда приезжали его родственники. Сейчас они живут в Москве.

Всю жизнь сожалею о том, что никому не было дела до восстановления собора. Очень обрадовалась, когда узнала, что появились, наконец, молодые крепкие парни, которые вместо отдыха решили заняться благим делом.

Я постараюсь им помочь! Уже сейчас разговариваю с соседями, с родственниками, приятелями о сборе пожертвований на ремонт кровли.

К счастью, многие меня поддерживают и уже дают деньги. Мы в клубе «Ветеран» оформили списки для желающих внести свою лепту в казну пожертвований, к нам присоединились члены клуба пчеловодов «Медовница» и клуба «Ретро».

Думается, что найдутся другие помощники, такие, как мой знакомый Олтяну. Он привез к собору машину строительного песка. Спасибо всем за понимание.

Давайте же поможем спасти собор всем миром, всем народом!

Елена Михайловна Васильева

(Телефон для связи в редакции.)