Газета Заря

Главная Образование Елена Журба: «С современными детьми нельзя работать стереотипными методами»

Елена Журба: «С современными детьми нельзя работать стереотипными методами»

Автор editor

Учитель русского языка и литературы Медынской средней школы Е.Н.Журба стала участницей программы повышения квалификации педагогов в сочинском образовательном центре «Сириус». Из 118 учителей и методистов, принявших участие в конкурсном отборе, на пятидневные курсы были приглашены 50 человек. Из них двое – из Калужской области.
Каким должен быть современный учитель? Какие формы и методы он должен использовать, развивая способности учеников? Как воспитать внимательного читателя и чему может научить великий Пушкин? Об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор с Еленой Николаевной.
— Елена Николаевна, вы вернулись из «Сириуса» совсем недавно. Каковы ваши впечатления о пребывании в нем?
— Впечатления самые восторженные. Все в центре, начиная от учебных лабораторий, их оснащения и оформления и заканчивая обстановкой на мастер-классах, проникнуто духом свободы и творчества. Просто любовалась своими коллегами, которые вели у нас занятия. Это учителя новой формации, которые не только креативно мыслят, но и, не зажатые строгими рамками сформированных в нашем обществе стереотипов, креативно себя ведут. Их манера говорить, выстраивать диалог с аудиторией и, наконец, одеваться, безусловно, нравится и ребятам, приехавшим сюда на обучение.
Проведя несколько дней в такой атмосфере, я, как и остальные участники курсов, получила мощный стимул к тому, чтобы не останавливаться в своем развитии, двигаться дальше и вести за собой своих учеников.
— Расскажите, как вы стали участницей конкурсного отбора?
— В конце прошлого года в «Сириусе» побывала моя ученица Анастасия Никишина, занявшая четвертое место в региональной олимпиаде по литературе. В феврале приглашение принять участие в программе повышения квалификации «Особенности организации работы со школьниками, проявляющими способности в литературном творчестве и познавательную направленность в изучении области «Филология» было разослано по школам области. Администрация нашей школы предложила мне подать заявку. Я отослала свое резюме организаторам курсов и спустя некоторое время получила сообщение о том, что включена в состав группы.
Надо сказать, что филология – относительно новое направление этого образовательного центра. А в целом здесь действует много профильных программ для детей и педагогов – по математике, информатике, биологии и химии, физике. Их расписание, условия участия доступны на официальном сайте образовательного центра. Так что каждый заинтересовавшийся может со всей информацией ознакомиться.
— Каким образом была построена работа?
— Каждый день был буквально расписан по минутам – занятия начинались в 9.30 и заканчивались в 18.00, после ужина – самостоятельная работа над программами. Первый день был полностью лекционным, а в последующие дни для нас проводились различные семинары, мастер-классы, интерактивные занятия, цель которых – познакомить с современными образовательными технологиями, рассказать о методах работы с литературным текстом и авторским текстом школьников, научить проектировать образовательные программы дополнительного образования в работе с одаренными детьми. С большим интересом мы наблюдали за практическими занятиями школьников — участников мартовской программы «Литературное творчество: классическая литература». Сколько у нас талантливых детей! И как здорово, что сегодня в стране есть такой образовательный центр, который позволяет этих детей развивать! Ребенок, «прокачанный» в «Сириусе», вернувшись к себе, становится «точкой роста» для своих сверстников.
— Безусловно, в рамках интервью невозможно рассказать обо всем новом, услышанном от коллег – преподавателей ведущих вузов и школ страны. А потому попрошу, резюмировав все услышанное и увиденное, сформулировать вывод, к которому вы пришли по окончании курсов.
— Для современного педагога главное – научиться смотреть на мир глазами детей, которые приходят к нему в класс. Большинство из них не способно воспринимать информацию теми способами, которыми мы ее привыкли подавать. А значит – надо перестраиваться, искать новые формы и методы. Искать вместе с коллегами и учениками, ведь процесс обучения – это всегда сотрудничество и сотворчество.
Для примера. Психологи утверждают, что люди рассказывают другим только 20% прочитанного, 10% услышанного и 80% того, что видели или делали сами. Учитывая это, педагоги «Сириуса» советуют максимально визуализировать информацию на уроке, используя тексты новой природы. Для этого есть масса приемов — презентации, видеосьёмка, буктрейлинг, инфографика, игротехника, визуальные метафоры, театр, текст 2.0 и другие.
Интересно, что некоторые из них, имеющие современное название, существуют уже давно. Вспомним Пушкина. Великий поэт, работая над текстом, на полях своих рукописей делал рисунки. В его наследии около двух тысяч зарисовок: портреты, пейзажи, интерьеры, жанровые сценки, автоиллюстрации. Рисунки возникали под пером поэта постоянно и щедро, это верные спутники его труда. Лекторы сочинского образовательного центра назвали этот прием изотекстом и посоветовали использовать его для развития воображения, ассоциативного мышления юных читателей.
Это – лишь одно доказательство того, как важно уметь отойти от принятых шаблонов. Ведь до некоторых пор учителя не приветствовали того, что дети рисуют что-то на полях. И вообще рисуют во время урока, если это не изобразительное искусство.
И таких находок в «Сириусе» было много.
— Известно, что учебный курс носил прикладной характер, и домой вы вернулись с проектом собственной авторской программы. Расскажите об этом.
— Да, действительно. Первоначально нам дали возможность выбрать направления своих программ и дали конструкторы для их составления. Поэтапно, по мере освоения нового материала, мы самостоятельно их разрабатывали.
Так как наша Медынская школа вот уже на протяжении трёх лет работает над проблемой повышения читательской грамотности учащихся и имеет статус отделения межрегиональной общественной организации «Русская ассоциация чтения», то и моя тема была связана именно с этим. Я разработала программу внеурочной деятельности для 7-8 классов и представила ее спикерам. Кстати, одним из них была профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доктор педагогических наук Т.Г.Галактионова.Татьяна Гелиевна занимается волонтерским движением по продвижению чтения, и она была рада услышать, что в таких небольших школах, как наша, идет целенаправленная работа в этом направлении.
Безусловно, обо всем увиденном и услышанном я расскажу своим коллегам. Помня о том, что чем более консервативен урок, тем меньше возьмет с него ученик, мы будем двигаться дальше. Перенимать все новое и передовое, а также искать какие-то свои «изюминки». И, наверное, тогда на «Сириусе» зажжется еще больше медынских «звездочек», которые в будущем станут талантливыми писателями, изобретателями, актерами и просто увлеченными любимым делом людьми.

Елена Шкумат