Газета Заря

Главная Образование От читающего ребенка – к читающей школе

От читающего ребенка – к читающей школе

Автор editor

Интерес к чтению у детей угасает. Большие тексты у них вызывают страх. Книга перестала быть неотъемлемой частью их досуга. Эта проблема не только наших школьников. Она повсеместна. Не случайно о возвращении детей и подростков к чтению в последние годы стали говорить на государственном уровне. Книга – это не просто способ развлечься, это основа любой сферы познания. От качества чтения зависит успеваемость ребенка по всем предметам в школе, успешность взрослого в любой профессии. Именно поэтому работа по смысловому чтению стала приоритетным направлением деятельности всего педагогического коллектива Медынской средней школы.
Почему дети не читают? Причин много. Психологи и педагоги среди них называют влияние гаджетов, общение в социальных сетях, клиповое мышление современных школьников. Разумеется, все это так. Но есть и другая причина. Недавно где-то в магазине, в очереди, я услышала разговор двух мам. Одна жаловалась другой: «Ребенку задали прочитать двести страниц! Это вообще нормально?!» В этой фразе было столько возмущения! Мне хотелось повернуться и сказать: «Вот это-то как раз и нормально. НЕнормально, когда ребенок часами просиживает с телефоном в руках, играя или переписываясь в соцсетях безграмотными, бессодержательными фразами. Вот она, еще одна причина. В семьях перестали читать книги, родители считают чтение наказанием. Детям на праздники дарят смартфоны, ноутбуки, квадрокоптеры, смарт-часы – все, что угодно, только не книги. Многие мамы и папы убеждены, что это не нужно, тем не менее, надо понимать, что без чтения невозможно освоение ни одной науки, ни одной профессии.
В такой ситуации именно школа должна в первую очередь взять на себя ответственность за возвращение книги в жизнь детей. Это не значит, что надо запретить гаджеты и Интернет. Это значит, что они не должны заменять и вытеснять чтение. Над этой проблемой медынские педагоги работают уже около двух лет. Это был начальный этап, когда все учителя проходили специальное обучение, внедряли стратегии смыслового чтения в свои уроки.
Теперь начался основной этап. В ноябре 2018 года Медынская школа стала региональным отделением Российской Ассоциации чтения, и уже в конце декабря был запущен первый проект «PRO движение книг», организованный Новороссийской частной школой. Суть проекта в том, чтобы ученики с первого по одиннадцатый класс прочитали книги, предложенные в специальных списках, и дали оценку каждой из них по определенным критериям, поучаствовали в творческих конкурсах. Произведения, предложенные для чтения, разнообразны, подобраны в соответствии с возрастными особенностями. Среди них и приключенческие жанры, и повести о животных, о дружбе, о школе, есть и научно-популярная литература. Несколько классов специально приобрели комплекты книг, и дети передают их друг другу для чтения. Другие ребята за время зимних каникул прочитали по одному произведению из списка и уже в начале третьей четверти представили творческую защиту книг сначала на уроках, а затем на общешкольных мероприятиях.
Третья неделя января в Медынской школе традиционно — Неделя русского языка и литературы. В этом году она прошла под названием «Неделя PRO движения книг» и под девизом «Бери и читай!» Организовали и провели ее учителя-словесники: Е.Н.Журба, М.С.Чистохвалова, Л.В.Крылова, И.А.Панкова, О.А.Попова. Работа была проведена очень большая и интересная. Ребята на уроках литературы представляли прочитанные книги в разных формах: делали буктрейлеры, видеоблоги, читательские дневники, буклеты, презентации и мн.др. Лучшие работы были представлены на общих внеклассных мероприятиях, проведенных по параллелям. Всего было продемонстрировано более шестидесяти лучших работ по произведениям Д.Дефо, В.Железникова, А.Жвалевского и Е.Пастернак, Л.Кассиля, Р.Фрессона, С.Пеннипаркера, Кадзуми Юмото, Ф.Нормана и мн.др. Большинство школьников с интересом слушали своих товарищей, задавали вопросы, оценивали выступления. В актовом зале создавалась доброжелательная атмосфера — атмосфера по-настоящему культурного мероприятия. В нем приняли участие почти все классы. Самыми активными стали учащиеся 6 «А», 8 «А», 9 «А», 9 «В» классов, представившие наибольшее количество творческих работ.
Стало ясно, что среди медынских школьников есть по-настоящему читающие дети, поистине грамотные читатели, умеющие анализировать, интерпретировать и творчески осмысливать прочитанное. Это мероприятие дало возможность им проявить себя и показать другим ученикам, что книга — верный друг и спутник по жизни, что чтение – это не мука и наказание, а увлекательное и полезное занятие. Проект на этом не окончен. Все желающие продолжат участие в нем до середины апреля. Работа по продвижению чтения станет в школе системной. В следующем году учителя-словесники планируют запустить собственный проект, и, возможно, в скором времени от читающих учеников мы придем к читающей школе.

Л.В.Крылова, учитель русского языка и литературы Медынской школы