Газета Заря

Главная Культура Про лошадей, погони и подкову на счастье

Про лошадей, погони и подкову на счастье

Автор admin

Продолжая рассказ о Медынском музее милиции (полиции), хотелось бы подробно рассказать об экспозиции, посвященной лошадям. На его стендах представлены различные предметы упряжи — спортивное кавалерийское седло, узда, хомут и др., а также подковы, трензеля, стремена, шпоры, нагайки и др. Из военной амуниции кавалерии в музее имеются: кремневый пистолет образца 1809 года, кавалерийский капсюльный двуствольный пистолет образца 1848 года, шашки и др.
Вспоминаю 70-е годы. В один из осенних дней поступило сообщение, что из конюшни Шанско-Заводского совхоза (в то время Медынский район) ночью украдено пять лошадей. Выехала оперативная группа. В нее входили следователь отдела Борисов Виктор Алексеевич, участковый инспектор милиции Ермаченков Анатолий Петрович, ст.инспектор уголовного розыска Жеребцов Владимир Николаевич, милиционер-водитель Смирнов Виктор и другие сотрудники. Нам были предоставлены совхозные лошади. Кто-то имел навыки верховой езды, а кто -то не имел. Лошади чувствовали неуверенность всадников и так и норовили вернуться в свою родную конюшню в совхоз Шанско-Заводской, что значительно затрудняло управление ими. У меня, как у бывшего пограничника, таких проблем не было. Очень умело и профессионально руководил преследованием участковый инспектор А.П.Ермаченков, который в то время обслуживал данный участок и хорошо знал местность. Он, кстати, тоже уверенно держался и в седле.
Следы копыт украденных лошадей, хорошо видные на вспаханном перед зимой поле, привели нас в лес. Леса были в то время мощными и занимали огромную территорию Медынского района. Здесь следы постоянно терялись. Приходилось спешиваться и отыскивать их вновь. Через несколько часов лесом, по бездорожью, мы добрались до насыпной дороги Курганы-Износки. При выезде на дорогу следы снова потерялись. Преследование не имело смысла, так как уже темнело. По этой дороге мы въехали в село Износки. Встала задача: как отогнать предоставленных нам лошадей в Шанский Завод? Здесь помог случай. Из Калуги, примерно в 18.00, прибыл пассажирский дизельный поезд. Народу вышло много. Была и молодежь, которая на наше предложение отогнать лошадей в с. Ш. Завод откликнулась с радостью. Дело в том, что молодые люди проживали в селе, и им теперь не надо было долгий путь преодолевать пешком. Они с радостью оседлали лошадей и успешно добрались до села. А мы по радиостанции вызвали автомашину ГАЗ-69 (водитель Виктор Смирнов) и благополучно добрались до Медыни. Лиц, совершивших кражу лошадей, к сожалению, в тот раз установить не удалось.
В Медынском отделе внутренних дел на вооружении лошади состояли вплоть до 80-х годов прошлого века. Затем постепенно были заменены на немногочисленный отечественный автомототранспорт. Опустевшая конюшня, находящаяся во дворе отдела (пр. Ленина 9), и рубленый сарай для сена и кормов сохранялись вплоть до переезда в новое здание отдела (1987 г., ул. Луначарского, 12).
В годы военных реформ Павла-I придавалось большое значение укреплению оборонной мощи России. Тогда на Медынь было обращено внимание военных властей. Так как город являлся стратегически важным объектом в отношении обороны Московской губернии на случай военных дислокаций, то «по высочайшему постановлению» в 1797- 1798 гг. для командирования гусарских эскадронов при гражданском губернаторе Митусове на средства дворянства были построены «Казармы с домами для штаб- и оберофицеров, а для кавалерии – манеж» и другие помещения (ныне Медынская мебельная фабрика). Манеж, конюшня, кузница и другие подсобные строения не сохранились. На южной стороне территории казарм была оборудована открытая площадка (ипподром) для тренировки и соревнований в конных видах спорта. Ипподром был значительных размеров. В настоящее время здесь расположены жилые дома (ул. Коммуны).
До революции в России лошадей насчитывалось 23,3 млн. голов. В 1909 году в Калуге их было 3268 голов. В Медынском уезде лошадей — 23 123, жеребят – 1863. В самой Медыни — 140 лошадей и 11 жеребят. Эти данные приведены в Памятной книжке — календаре Калужской губернии на 1911 год.
В музее имеется очень редкий эспонат — подкова, которая относится к варшавскому типу подков (ХIХ-ХХ в.в.). Применялась она для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. В Россию занесена в период Отечественной войны 1812 года. После присоединения Польши к России применялась повсеместно. Позже подковы были снабжены желобками для резиновых прокладок, которые предохраняли лошадь от скольжения при передвижении по камням и асфальту, а в жару не давали подкове проваливаться в асфальт и не портили дороги.
В музее экспонируются две немецкие подковы: одна подкова имеет маркировку 6V, вторая – 5Н. Немецкие и русские подковы отличались размерами. Германские тяжеловозы (битюги) подковывались самыми большими подковами с 4–мя шипами. Шипы с помощью резьбы вворачивались в специальные отверстия, также с резьбой. Обычно их было четыре. На немецких подковах имелась маркировка и год. Она означала V – передняя, Н – задняя. Подковы с номерами 7-8 – для лошадей породы першерон (тяжеловозы). Для артиллерийских частей Вермахта поставлялись 8-11 номера подков.
Основное назначение подков – защита лошадиных копыт от повреждений. В естественных условиях животным подковы не нужны, т. к. роговой копытный слой хорошо приспособлен для земляных поверхностей. Подковы крепились специальными гвоздями, которые никакого вреда копытам не наносили.
Найти подкову для многих народов считается хорошим предзнаменованием, а подкова, прибитая над дверью, – к счастью. По русской традиции в деревнях подковы прибивались концами вниз (в Англии – концами вверх). Откуда же пошло это предание о подкове? Лошадей для колесниц фараона в Древнем Египте ковали золотыми подковами, и, если лошадь теряла подкову, человек, нашедший ее, действительно был счастлив.

В музее имеется небольшая коллекция стремян. Из них шесть старинных и четыре современных. Стремя – седельная принадлежность, помогающая всаднику сесть на лошадь и сохранять равновесие во время верховой езды. Известно, что стремя изобретено в 4-м веке кочевниками и быстро распространилось по всему миру. Среди историков в настоящее время идет спор: кто первый их изобрел? Одни считают, что стремя изобретено в Древней Ассирии. Другие утверждают, что во 2-м веке н.э. в Индии. Есть также мнение, что настоящие стремена были изобретены в Китае. Древнее стремя, найденное в Китае, датируется 302 годом нашей эры.
В Европе стремена появились в конце 5-го века.
Из других экспонатов, касающихся лошадей, в музее милии (полиции) представлены: пулемет «Максим» (основное оружие боевой тачанки, конструктор — британский оружейник американского происхождения Хайрем Максим), черкеска, скульптура лошадей, старинное деревянное (дуб) тележное колесо и др.

Лошади сыграли огромную роль в жизни человека. В свое время это был главный транспорт, основная тягловая сила на сельхозработах и даже в шахтах. Лошадь не наносила никакого вреда экологии. В настоящее время выхлопные газы тракторов, комбайнов, автомобилей обильно «орошают» поля, на которых выращивается сельхозпродукция для человека. В военное время отряды боевой конницы были составной частью армии.
И все-таки лошади не забыты. Сегодня в России насчитывается 1,3 млн. голов. Большей частью они используются для любителей охоты, широко развивается конный спорт, туризм, развлечения и т.д.
В Медынском районе в частном секторе в настоящее время лошадей фактически нет. Лишь несколько цыганский семей, проживающих «за речкой» (обиходное название района Медыни, который находится на правом берегу р. Медынка), продолжают держать их в своем хозяйстве.
Положительным примером среди хозяйств может служить ООО «Озерное». К лошадям здесь — особое отношение, поскольку эти животные — часть имиджа охотохозяйства. Их используют для занятий в манеже (манеж – здание для тренировки лошадей, обучения верховой езде, проведения соревнований и др.), при проведении массовых мероприятий, для конных прогулок по лесу — верховых и в экипажах.
Хочется поблагодарить директора охотохозяйства «Озерное» Владислава Валентиновича Рыбакова, директора сельхозпредприятия «Озерное» Романа Владиславовича Рыбакова — за пополнение музея милиции (полиции) экспонатами, связанными с конным спортом. Это спортивное кавалерийское седло, узда, стремена, подковы и др., а также сказать большое спасибо председателю совета ветеранов Медынского района Владимиру Гавриловичу Когтеву — за подаренные экспонаты, также связанные с конным спортом.
В.Н.Жеребцов, главный хранитель Медынского музея милиции (полиции). Апрель 2022 года.