Газета Заря

Главная ПолитикаВ Правительстве области Губернатор Калужской области А.Артамонов: «Необходимо повысить самостоятельность регионов в решении житейских вопросов и ответственность за эти решения»

Губернатор Калужской области А.Артамонов: «Необходимо повысить самостоятельность регионов в решении житейских вопросов и ответственность за эти решения»

Автор editor

— Анатолий Дмитриевич, сказалась ли непростая политическая и экономическая ситуация на ходе реализации инвестиционных проектов в Калужской области? Например, в 2014 году было запущено 13 новых производств. Сохранится ли эта тенденция в нынешнем 2015 году?
— Да, в 2015 году мы намерены запустить еще 13 новых производств, и в том числе, как минимум, три большие фармацевтические фабрики, завод по производству двигателей для автомобилей, еще один цементный завод. Будет продолжена работа по строительству новых животноводческих комплексов и роботизированных ферм.
Но ситуация, конечно, сказалась, в том плане, что мы сейчас меньше проводим переговоров по размещению новых инвестиционных проектов. Зачастую нам приходится переориентироваться с Запада на Восток. Но у меня настроение все равно оптимистичное. Я думаю, мы продолжим развитие экономики и реализацию новых инвестиционных проектов.
— Среди самых громких проектов 2015 года неоднократно называлось строительство завода двигателей Volkswagen, окончательный ввод в эксплуатацию международного аэропорта «Калуга», строительство мультимодального логистического центра «Фрейд Вилладж Калуга». Как идет их реализация?
— Завод двигателей будет запущен в эксплуатацию по графику — в мае. Предприятие уже работает в тестовом режиме. Что касается транспортно-логистического комплекса, он тоже принимает грузовые поезда, обрабатывает контейнерные грузы, которые поступают как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.
На март мы наметили официальное открытие аэропорта «Калуга».
— В Калужской области еще один аэропорт находится на реконструкции. Компания «ЮТэйр» планировала построить в калужском Ермолино свой аэропорт для low cost перевозок с объемом пассажиропотока до 40 млн человек. Уже есть какие-то подвижки в этом деле?
— Насколько я знаю, идет проектирование. Но у этого проекта две составляющие. Существует постановление правительства о совместном базировании компании «ЮТэйр» и авиации внутренних войск. Внутренние войска к своей части работы приступают, финансирование выделено. Это реконструкция взлетно-посадочной полосы.
Что касается аэровокзального комплекса и перронов, дело за инвестором. Он проектирование осуществляет. Сейчас, я знаю, у компании «ЮТэйр», как и у многих других компаний, возникли финансовые трудности. Тем не менее, как меня заверяет и сама компания, и инвесторы, они не намерены отказываться от этого проекта.
— А если говорить о проектах, которые не вступили в стадию реализации, а лишь подписан меморандум о намерениях? Это, например, соглашение 2014 года с агрохолдингом «Мираторг» о реализации в регионе крупного проекта по мясному скотоводству, о строительстве тепличного комплекса «АгроИнвест» в ОЭЗ «Людиново»… Можно ли надеяться, что они будут успешно реализованы?
— С «Мираторгом» сотрудничество уже началось, агрохолдинг приступил к обработке земель, которые мы для него выделили. В шести районах Калужской области будет восемь фермерских хозяйств. И здесь у меня нет никаких сомнений в том, что этот проект будет реализован.
Проект «АгроИнвест» в Людиново — 20 гектаров овощей высажены. Реализация этого проекта идет полным ходом, никаких вопросов нет.
— Анатолий Дмитриевич, в целом Калужская область развивается, в регион приходят новые инвесторы. Но в силу известных геопричин больше развит центр области и ее север, который тяготеет к Москве. Насколько я понимаю, именно для устранения этого «противоречия» на юге региона и была создана особая экономическая зона «Людиново». Появились ли на этой площадке новые резиденты?
— Первым резидентом был «АгроИнвест», он занял половину той территории, которая была выделена, поэтому мы подали заявку в правительство об увеличении площади этой ОЭЗ. Второй резидент скоро появится. У меня уже была встреча с инвесторами, в мае мы заложим символический первый камень, который ознаменует начало большого проекта, связанного с переработкой древесины и производством изделий из древесины.
Кроме того, на подходе еще два проекта. Надеюсь, что на людиновскую площадку мы полностью наберем резидентов уже к концу года. А на ту часть, которую планируем под расширение, начнем привлекать инвесторов, как только будут приняты все решения.
— Сохранятся ли льготы для новых инвесторов в 2015 году при таком непростом бюджете? Может быть, вы планируете разработать новые методы поддержки бизнес-сообщества?
— Что касается тех льгот, которые мы представляем по ранее принятым документам, они все остаются. Более того, сейчас правительством Российской Федерации в пакете антикризисных мер предусмотрены дополнительные возможности для регионов по установлению дополнительных льгот.
— Хотелось бы поговорить о политике импортозамещения в Калужской области, насколько успешно она реализуется?
— Все, что мы делали в предыдущие годы, это и есть политика импортозамещения. Потому что вся продукция, которая у нас производится, это то, что мы когда-то покупали за рубежом: автомобили, телевизоры, произведенные в Калужской области на заводе «Самсунг». Это же касается продукции компаний «Нестле», L‘Oreal, Continental и еще почти трех десятков производителей автокомпонентов.
Конечно же — продукция сельского хозяйства. Мы сейчас активно занялись развитием сельскохозяйственного производства, и это все импортозамещение. Только в ОЭЗ «Людиново» «Агроинвест» будет производить 70 тыс. тонн овощей.
Мы строим большое количество самых современных молочных ферм. Это та молочная продукция, которую мы привозили из Белоруссии, Финляндии, Прибалтики. У нас это будет производиться на месте. Развиваем проекты по производству говядины, мяса птицы, рыбы.
В конечном итоге есть все перспективы к тому, чтобы не только в Калужской области, но и в стране в целом можно было от абсолютного большинства импортируемых сегодня продуктов питания отказаться.
— Насколько все-таки сейчас регион обеспечен товарами собственного производства, если говорить о продовольствии?
— Мы практически полностью себя обеспечиваем всеми основными видами продуктов питания: молоко, мясо и продукция растениеводства. Но если говорить о существующих нормах, остаются 5-7%. К 2017 году, по нашим расчетам и планам развития сельскохозяйственного производства, потребность полностью закрывается.
— Вы неоднократно говорили о необходимости потуже затянуть пояса, непростом бюджете области на нынешний год. На чем регион будет экономить?
— Никакие социальные расходы мы урезать не намерены. Могут попасть под сокращение инвестиционные проекты, которые реализуются за бюджетные средства. Например, строительство некоторых социальных и инфраструктурных объектов.
Мы сейчас готовим три сценария наших действий в сложившихся условиях: оптимистичный, спокойный и пессимистичный. Что касается пессимистичного сценария, там может быть применена формула 2008 года. То есть нужно задать себе вопрос: «Если не профинансируем эти расходы, катастрофа случится?». Если нет, значит, подождем. Год-два — ничего страшного. Но это совершенно не относится к приобретению медикаментов, финансированию учреждений здравоохранения, образования, других учреждений социальной сферы.
— Мы в основном говорили до сих пор про экономику, а как мы знаем, политика – ее продолжение. В 2015 году Калужскую область ждут выборы губернатора. Вы уже заявляли о своем намерении выставить свою кандидатуру. Насколько это связано с ситуацией в экономике в области и стране?
— Напрямую связано. Я, начиная с 2000 года, готовил себе смену. Сегодня у меня есть полная уверенность, что дело, которое я начинал и над осуществлением которого работаю, будет продолжено. У меня есть последователи и единомышленники.
Но есть и моральная сторона этого вопроса. Мне кажется, в такое время капитан корабль не покидает. Сейчас я должен все свои силы, умение и опыт приложить к тому, чтобы Калужская область не только не утратила достигнутых позиций, но и наоборот, продолжала свое развитие.
— А как вы относитесь к снижению «муниципального фильтра» на выборах главы региона с 8 до 5%?
— Снижение «фильтра» до 5% — это ответственный шаг в сторону дальнейшей демократизации процедуры губернаторских выборов. Я всегда выступал и выступаю за всенародные, честные и конкурентные выборы. Чем большее число кандидатов примет в них участие, тем правильнее будет сам выбор.
— Анатолий Дмитриевич, вы неоднократно говорили о необходимости предоставления регионам большей самостоятельности в решении целого ряда вопросов…
— Да, мне кажется, сегодня надо дать больше прав регионам в решении «житейских» вопросов. Иногда доходит до смешного, когда полномочия, не имеющие никакого отношения к деятельности федеральной власти, поднимаются на федеральный уровень. Например, регулирование качества использования земель сельскохозяйственного назначения. Невозможно их регулировать одними и теми же нормами в тундре, в Краснодарском крае и в Воронежской области! Здесь надо больше доверять регионам.
Есть у нас, в конце концов, депутаты, общественность. Мы на местах можем принимать те решения, которые бы способствовали тому же самому импортозамещению. А его не будет, если земля продолжит пустовать.
Есть и другие вопросы. Например, штраф за неправильную парковку автомобиля. Возьмем районы Крайнего Севера и Калужскую область с ее 400 тысячами автомобилей на миллион жителей. Но правила одни и те же. Депутаты муниципалитета должны решать вопросы, в какой части города какие будут штрафные санкции.
И таких примеров можно привести много. Решения должны быть именно эксклюзивные по отношению к конкретному региону, которые позволят стабилизировать ситуацию, более уверенно ее пройти и продолжать движение вперед. Для этого мы должны не загружать федеральную власть принятием этих решений для всех нас сразу, а с нас надо спрашивать, и нам надо дать возможность решать самим. Тогда и у федерального центра появится больше возможностей для решения стратегических вопросов.
— Мы говорили о политике, экономике, производственных сферах. Вы много лет трудитесь, как пчелка. Каждый час совещания, встречи. Как вам удается отдыхать? Откуда черпаете силы?
— Ларчик открывается очень просто — я вообще не работаю. Это моя жизнь. Я больше отдыхаю от перемены событий на работе, чем в отпуске.
Как только ухожу на неделю в отпуск, уже на пятый день не нахожу себе места. Я на работе чувствую себя комфортно. На работе я могу и общаться, и решения какие-то принимать, и радость от их реализации видеть.
Но есть еще и другое, общение с семьей. Есть, в конце концов, воскресенье, когда можно сделать то, чем не успеваешь заняться в обычные дни недели. Например, мне много времени приходится тратить на изучение английского языка. И это тоже приятно. Потому что я вижу продвижения, успехи. Для меня это тоже отдых.