Газета Заря

Главная Общество От проблем — к их решению

От проблем — к их решению

Автор editor

Сельское поселение «Село Никитское»  — одно из наиболее удаленных в районе — находится в 45 километрах от Медыни и 100 километрах от областного центра. на севере оно граничит с Московской
областью.

По территории и населению является средним. В его состав входит 12 населенных пунктов, в которых проживает 435 человек. В таких деревнях, как Левино, Кобелево, Хорошево, Скородинка постоянных жителей — менее 10 человек. Деревня Якушкино оживает только
в теплое время с приездом дачников.

На центральной усадьбе поселения, в селе Никитское, действуют администрация, школа, фельдшерско-акушерский пункт, почта,
библиотека, отделение сбербанка. Здесь работают две торговые
точки, еще один магазин расположен в д.Никитское, население остальных деревень обслуживается автолавкой медынского райпо.

«Под лежачий камень вода не течет. Но…

…Если стучишься в двери, они открываются», — говорит глава администрации СП «Село Никитское» Ирина Борисовна Степанова. В довольно непростой ситуации в марте этого года приняла она сельское поселение, поначалу даже руки опускались. Но не в ее характере отступать: раз люди высказали ей свое доверие – значит, нужно действовать.

Как строить какие-либо планы, когда в бюджете поселения минус? Стотысячный долг за электроэнергию образовался с прошлого года. Собрала Сельскую Думу. Депутаты посовещались и приняли решение обратиться с ходатайством в Районное Собрание. В районе вошли в положение селян и на первых порах решили помочь – долг был погашен.

Дальше оставалось надеяться только на самих себя. Когда стали приходить извещения о налогах, легкая на подъем Ирина Борисовна (своей машины-то в администрации нет) сама пошла по домам. Вместе со специалистом побывала во всех населенных пунктах – потекла денежка в общий «кошелек». Не бог весть какая большая, но все же своя.

Поясню читателям: сегодня бюджет любого сельского поселения складывается из нескольких составляющих: налога на землю, налога на имущество физических лиц, подоходного налога и дотаций из области. Если в селе нет никакого производства – будь-то промышленное или сельскохозяйственное, которое значительным образом могло бы пополнить местную казну, этих средств оказывается мало. Поэтому, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность сельского поселения, главы вынуждены обращаться за помощью к жителям.

— Переломить сознание людей, —  говорит Ирина Борисовна, — оказалось очень сложно. Несмотря на то, что 131-й федеральный закон уже давно вступил в свою законную силу, люди у нас по-прежнему думали по-старинке: государству на нас выделяются деньги, пусть оно о нас и заботится!

Понять, что никакой «дядя» к ним не придет и ничего за них не сделает, помог случай. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В сорокаградусную жару, которая стояла этим летом, в селе стала ощущаться острая нехватка воды. Раньше на центральной усадьбе действовало две водонапорных башни. Одна обеспечивала население, другая – скотные дворы. Последняя сгорела, и так как скотины в хозяйстве уже давно не было, без нее благополучно обходились. А в нынешнюю засуху стало туго. Что предпринять в данной ситуации? Где взять средства на ремонт? Собрали сход и, сами того не ожидая, встретили среди людей понимание — ни один человек не сказал против. Общими усилиями было собрано порядка 40 тысяч, башню восстановили  буквально за неделю. Восстановили и стали относиться к ней по-хозяйски. Уже в сентябре башня была подготовлена к предстоящей зиме. А чтобы и в холодное время не было проблем с водой, на центральной усадьбе отремонтировали три колонки и один колодец.

Жаркое лето устроило новой сельской власти еще одну проверку на прочность. Подростки, гуляющие по берегу реки, то ли по неосторожности, то ли по глупости кинули в траву спичку. Трава загорелась, огонь стал распространяться с молниеносной быстротой. Рядом школа, кладбище – и не избежать бы беды, если бы не быстрая реакция главы сельской администрации, живущей неподалеку. Едва увидела пожар, кинулась по домам. Тушили всем миром, кто чем мог. Через сорок минут очаг возгорания был уничтожен.

— Неизвестно, чем бы все закончилось, — рассказывает Ирина Борисовна, — если бы перед этим не проводилась большая профилактическая работа. В связи с объявленной чрезвычайной ситуацией у нас был организован штаб из двенадцати человек. Ходили по домам, вели разъяснительную работу, чтобы жители навели у себя порядок, окосили прилегающую территорию. Особое внимание уделяли неблагополучным семьям и семьям с
трудными детьми.

Люди были готовы, а поэтому не растерялись и еще в одном случае – виной второго пожара стали дачники.

Кстати, найти общий язык с дачниками оказалось еще труднее. Их житейская психология примерно такова: мы здесь не постоянные жители, зачем нам тратить собственные сбережения для общего блага? Так, в деревне Ступино, отрезанной от центральной усадьбы абсолютно непроезжей дорогой, сход приходилось проводить не один раз. Здесь двенадцать постоянных жителей-стариков, живущих на скромную пенсию, остальное население – приезжее.  Сколько ни кивай в другую сторону, вопрос сам по себе не решится. В результате долгих разговоров собрали двадцать тысяч, остальное добавила сельская власть, на плечи которой легли и все хлопоты по организации работ. Дорога общей протяженностью пять километров была прокультивирована, отгрейдирована и подсыпана. Теперь в деревню без труда может проехать и скорая, и автолавка — люди перестали себя чувствовать отрезанными от всего мира.

На долевом участии администрации сельского поселения и граждан удалось отремонтировать дороги еще к двум
населенным пунктам – к деревне Львово
и деревне Якушкино.

Возвращаясь к проблемам центральной усадьбы, надо сказать, что за полгода работы нового главы сельской администрации здесь произошли значительные перемены к лучшему. Появилось освещение на главной улице. Девять фонарей, установленных по основной дороге, оплачивает местный бюджет, за горящие фонари у домов платят сами жители – от личного счетчика. «Это не заслуга наша, — сетует Ирина Борисовна, — а беда. Но пока другого выхода у нас нет».

Заботами И.Б.Степановой пущен еще один автобусный рейс до Медыни. Несмотря на то, что это направление всегда было
убыточным, глава  районной администрации Н.В.Козлов откликнулся на просьбу коллеги и оказал содействие в решении вопроса. Теперь никитские жители получили возможность посещать субботний городской рынок. Потратив 100 рублей
на дорогу туда и обратно, они могут приобрести себе все необходимое.

Видны первые подвижки в благоустройстве. Возле здания администрации посажены елочки, приведены в порядок места общего пользования, ликвидированы два пожарища и две большие стихийные
свалки.

Изменения коснулись и самого сельского совета: на здании сделана новая вывеска, перестелены полы у входа и отремонтирована входная дверь. Казалось бы, мелочи, но даже эти перемены приходящие сюда люди замечают, говоря слова похвалы в адрес новой управляющей. Ирина Борисовна благодарности принимает, но тут же оговаривается: одна бы я ничего не сделала, не будь у меня такого хорошего тыла. Это она о Сельской Думе. здесь
подобрались настолько активные и деятельные люди, что работать вместе с ними легко и спокойно.

Главное – уметь уступать друг другу

Летопись небольшого населенного пункта, где годами может не происходить ничего значительного, складывается из историй семей, здесь живущих. Кто-то родился, кто-то женился, кто-то уже отпраздновал золотую свадьбу. В сельском поселении «Село Никитское» много супружеских пар, проживших  долгую счастливую жизнь. В гостях у одной из них мне посчастливилось побывать.

Антонина Дмитриевна и Николай Матвеевич Крыловы вместе уже пятьдесят три года. Полвека. День в день. Рядом друг с другом. Казалось бы, уже давно исчезла  романтика из семейных отношений. Но они до сих пор помнят день своей свадьбы –
4 июля 1957 года. Какими они тогда были молодыми и счастливыми! Несмотря на то, что работать приходилось с раннего утра до поздней ночи, находили время и для совместного отдыха.

На середину 60-х начало 70-х приходится время активного обновления села. В 1954 году здесь был организован совхоз «Никитский». Началось бурное строительство животноводческих ферм. Для специалистов сельского хозяйства и рабочих, которые приезжали со всех уголков страны, построили две новые слободы. Открылись библиотека, медпункт, почта, детский сад, клуб, в котором каждый вечер показывали кино, а по выходным яблоку было негде упасть – молодежь собиралась на танцы.

Антонина Дмитриевна работала в этом клубе техничкой, а Николай Матвеевич шоферил в совхозе.

— Где мне только не приходилось бывать, — рассказывает он. – За Уралом, в Латвии… — мотался по всему Союзу. Каждый день по 500 километров! У нас в парке одних только машин было 90 единиц, не считая сельскохозяйственной техники! Куда все подевалось?..

Вопрос, увы, риторический. От былого процветающего хозяйства в Никитском практически ничего не осталось — ни техники, ни ферм, ни животины.

Супруги Крыловы давно на пенсии. У них двое взрослых детей – сын и дочь, которые подарили им двоих внуков. Живут своим хозяйством, любят ходить в лес за грибами и ягодами — места у них очень богатые.

— А в чем, по-вашему, секрет семейного счастья? — спрашиваю я, прощаясь.

— В терпении, — говорят хозяева. – А еще в умении уступать друг другу.

По тому, как они смотрят друг на друга, понимаю: они рядом, живы-здоровы, и большего счастья им не надо.

Те, кто не сделал прививку, болеют чаще

Этот вторник для фельдшера Галины Ивановны Савинюховой выдался довольно хлопотным — к ней на медосмотр приходили учащиеся местной школы. Одной обследовать 29 человек – дело не одного часа, но о спешке в ее профессии и речи быть не может, особенно когда речь идет о детях.

— Школьников я осматриваю каждый год в начале осени, — рассказывает Галина Ивановна. — Измеряю рост, взвешиваю, сравниваю, насколько выросли и поправились, проверяю зрение, интересуюсь, нет каких-либо жалоб. В основном, наши ребятишки здоровы. Болеют только сезонными заболеваниями – ОРВИ, гриппом, ангиной, да и то нечасто. Оказывают свое профилактическое действие
прививки, которые у нас делают практически все, за исключением нескольких человек.

Один раз в месяц в Никитское приезжает врач Передельской амбулатории Л.П.Гренадерова, а каждой весной осмотр детей проводят специалисты из районной больницы – педиатр, хирург, стоматолог. Если вдруг находят что-то серьезное, направляют на более детальное обследование – в район или область. Единственной проблемой для сельских ребятишек на сегодня является лечение зубов. Даже если родители и выберутся в райцентр, нет гарантии, что им удастся попасть врачу — как правило, талончики разбирают с раннего утра.

В обычный день на приеме у Г.И.Савинюховой бывает в среднем от семи до девяти человек. Если что-либо случается в неприемное время, звонят по сотовому, приезжают домой — к тому, что у нее не бывает ни выходных, ни праздников, Галина Ивановна привыкла.

Сельский доктор – она и менеджер, и хозяйственник. Приходится ей заботиться и о том, чтобы в медпункте всегда был минимальный набор лекарств, и о том, чтобы поддерживать в порядке здание. Благодаря помощи главы сельской администрации в этом году удалось отсыпать щебнем дорогу к зданию, а вот в самом помещении есть проблемы. Пока здесь тепло, но электрический котел старенький – не дай бог, выйдет из строя.
В кабинете и приемной нужно перестелить линолеум, а на входе — поправить крыльцо.

Решение этих вопросов уже находится в ведении главного врача районной больницы.

Нужен кредит? Без проблем…

Сельское поселение «Село Никитское» — единственное в районе, где открыто отделение сберегательного банка. И его услуги востребованы. Люди сюда идут, чтобы заплатить за свет, за телефон, оплатить техосмотр, взять кредит на неотложные нужды. Когда наступает время уплаты налогов, говорит работник сбербанка Л.Д.Зайцева, в день может быть до 200 клиентов!

Лидия Дмитриевна работает на этом месте вот уже девятнадцать лет. За многие годы, казалось бы, до тонкостей изучила свое дело.
Ан, нет. Когда пришло время компьютеризации всего процесса, поняла, что учиться придется заново.

— Каждую операцию осваивала поэтапно, — рассказывает работница банка, — по телефону. Спасибо за понимание и отзывчивость нашей заведующей Нине Сергеевне Рыбиной. Она не уставала терпеливо повторять одно и то же. Теперь техника меня полностью слушается.

Остается только добавить, что Лидия Дмитриевна – уже на пенсии. Вот уж и правду говорят: век живи, век учись.

За настоящим шашлыком – в Никитск

«Лентяй смекалист на отговорки», — гласит пословица. Чего греха таить, многие жители поселения сегодня не найдут своим рукам применения, ссылаясь на отсутствие постоянной работы. А вот Владимиру Георгиевичу Евсееву порой и светового дня бывает мало: встает с рассветом и ложится за полночь. Скучать не дает большое хозяйство – на домашнем подворье полсотни овец.

Об этих животных в народе ходит много баек и шуток.

— Они, действительно, такие бестолковые? — интересуюсь я.

— Ну да, — смеется собеседник, — они, правда, дурные. Боятся даже птички.

Но в его голосе столько любви к своим подопечным, что невольно и ты проникаешься к ним теплотой и нежностью. Особенно глядя на недельного малыша, покрытого мягкой кудрявой шерстью.

За овцами Владимир Георгиевич ухаживает, сколько себя помнит.
Пацаненком ходил подпаском у отца, а потом, став взрослым и заимев свою семью, завел свое стадо.

Сегодня Владимиру Георгиевичу – шестьдесят два, и, конечно же, одному такие ежедневные хлопоты не по силам. Во всем подмога и опора супругу — жена, Любовь Григорьевна, у которой «в подчинении» еще тридцать хохлаток. Сыновья уже выросли и живут в Кондрове. Далековато. Но время от времени они все же приезжают вместе с внуками помочь родителям – сено заготовить, картошку выкопать —
в деревне всегда дела найдутся.

Выращенная мясная продукция  пользуется неплохим спросом: есть постоянные покупатели как среди местного населения, так и среди дачников.  Цена приемлемая – 200 рублей за килограмм чистого веса. За шерстью приезжают из Можайска, где налажено производство валенок, а что остается, хозяйка дома пускает в дело – длинными зимними вечерами вяжет носки своим близким.

Надо сказать, что Евсеевы не единственные, кто держит здесь овец. По данным сельской администрации, на домашних подворьях сельского поселения числится еще 40 единиц мелкого рогатого скота, 22 свиньи и всего 5 коров. Держали бы больше, сетуют люди, если бы было, чем кормить — за зерном и комбикормом
в райцентр не наездишься.

В здешние места нельзя не влюбиться

К концу дня совсем
раздождилось. Холодная и слякотная погода, увы, не располагала к тому,
чтобы продолжать экскурсию по селу. Но мне повезло. Посетив мастерскую художника Л.П.Гутника, я смогла заглянуть еще во многие уголки этих красивейших мест.

Живописные берега реки Лужи, молодые березки, колышущие листвой на ветру, заснеженные пригорки… Леонид Петрович приехал в Никитское двадцать лет назад из далекого Казахстана и сразу влюбился в здешнюю природу — местные пейзажи занимают в его коллекции не один альбом. Он больше любит рисовать с натуры, но когда нет такой возможности, рисует по памяти. День-два, проведенные без кисти и красок, признается он, вводят в депрессию.

Л.П.Гутник – художник-самоучка. Рисовать начал еще в юности. Всю сознательную жизнь, благодаря природным задаткам, работал художником-оформителем и мечтал получить специальное образование. Мечту почти удалось осуществить. В шестьдесят лет, уже живя в Никитском, Леонид Петрович поступил в заочную художественную академию. Проучился там два года, а потом,
к сожалению, академия закрылась.

До сих пор Леонид Петрович рисовал для своего удовольствия и удовольствия своих близких. А в День села стараниями главы администрации с творчеством местного художника смогли познакомиться и односельчане — была организована выставка его работ. Такое внимание  пожилому человеку, конечно же, было очень
приятно.

***

Вот такими заботами и радостями живет сегодня сельское поселение «Село Никитское». Живет, развивается, строит планы. Здесь по-прежнему остается много проблем. Но, как показывает практика последних месяцев, все они преодолимы, главное — желание их решать. Общее желание и сельской власти, и людей.

Е.Шкумат

.