11 ноября в рамках реализации долгосрочной целевой программы по поддержке одаренных детей на базе Медынской средней школы прошли ежегодные чтения членов научных обществ учащихся.
В этом году чтения проходили вот уже в восемнадцатый раз. На трех секциях — естественно-научной, гуманитарной и краеведческой — было представлено тринадцать работ. Если же брать всю историю школьных чтений, то за это время ребятами было написано порядка 350 исследований.
Стоит отметить, что с каждым годом возраст участников чтений молодеет. Самым юным докладчиком в этом году стал учащийся 7-го класса Адуевской основной школы Дмитрий Евстратиков, выступивший на гуманитарной секции с работой под названием «Как не нарушить закон, применяя самооборону». Обратившись к нормативно-правовым актам Российской Федерации и зарубежных стран, судебной практике, Дима пришел к выводу, что законодательство РФ не содержит четких понятий «необходимая самооборона» и «превышение необходимой самообороны», отсюда большое количество разбирательств и судебных ошибок. По некоторым данным, лишь в 10% подобных дел выносятся оправдательные приговоры. С целью просвещения своих ровесников семиклассником под руководством научного руководителя учителя физкультуры А.С.Власова были разработаны правила применения необходимой самообороны. При всей сложности темы Дмитрий очень достойно представил материал членам жюри.
Не менее актуальную проблему обозначила в своей работе учащаяся Медынской средней школы Юлия Дударева. Одиннадцатиклассница попыталась разобраться в причинах и последствиях эмоционального выгорания подростков. «Высокий темп современной жизни, регулярные информационные нагрузки, интенсивное физиологическое развитие в подростковом возрасте – все это становится источником напряжения, что в конечном итоге может привести к ухудшению здоровья», — читаем в ее исследовании. Проведенное анкетирование показало, что 20% школьников после уроков часто чувствуют себя обессиленными, 44% респондентов признались, что к следующему утру им не всегда удается восстановиться и поэтому не хочется идти в школу. Это очень тревожные цифры, говорящие о необходимости разработки профилактических мер. Вместе с научным руководителем проекта педагогом-психологом школы И.Н.Долгих старшеклассница подготовила буклет, в котором дала действенные советы по сохранению эмоционального благополучия и психического здоровья подростков. Среди них – умение распределять нагрузку, здоровый отдых, правильное питание и, конечно же, необходимость поддержки взрослых.
Теме здоровья были посвящены и работы участниц естественно-научной секции учащихся Гусевской основной школы В.Дихтярук и К.Авдеевой. Варвара рассказала о важности сохранения правильной осанки, а Кристина открыла для себя и других лечебное действие живицы — смолистой густой массы, выделяющейся из разрезов на хвойных деревьях.
Наряду с хорошим самочувствием большую роль в успеваемости современного школьника играет мотивация. Если ребенок учится с интересом, то он не только будет усваивать школьную программу, но и стараться узнавать больше. Это доказали и выступления других участников научных чтений. Так, ученица 8 класса Медынской школы Варвара Ларичева рассказала (рук. Н.Г.Попова), как можно изучать лексику английского языка по видеофильмам, а девятиклассница той же школы Юлия Голодрыга (рук. Е.Н.Журба) обратилась к изучению творчества наших классиков и проследила, какую роль в жизни литературных героев играет дорога. Семиклассница Михеевской основной школы Мария Рысакова (рук. Ю.В.Анисимова) узнала секрет приготовления галловых чернил.
Все работы краеведческой секции были посвящены теме Великой Отечественной войны и основаны на местном материале. Учащаяся 8 класса Романовской основной школы Елена Тетера (рук. Л.Н.Алехина) проследила фронтовой путь защитника Медынской земли Степана Тарасовича Матюшенкова. Долгих 72 года для родственников он был пропавшим без вести. И только в 2017 году они узнали, что их дед захоронен в Братской могиле д.Романово. Девятиклассник Михеевской школы Владимир Шоломицкий (рук. Ю.В.Анисимова) рассказал о вкладе жителей Улановского сельского совета в приближение Великой Победы, а старшеклассница из Медыни Валерия Богданова (рук. Н.А.Щербакова) разработала туристический маршрут по Ильинским рубежам.
Члены экспертных комиссий секций отметили качественную подготовку большинства работ. Ребята в свою очередь высказали большую благодарность своим научным руководителям, которые смогли вдохновить, помогали на всех этапах исследования и поддерживали во время их защиты. Радует, что в условиях нехватки педагогических кадров есть выпускники, которые видят себя в учительской профессии. Учащаяся 11 класса Медынской школы Ирина Коршунова, опираясь на требования ФГОС, мнения ребят и их родителей, педагогов, работающих сегодня, «нарисовала» образ учителя будущего.
По итогам чтений победителями были названы Юлия Дударева и Варвара Ларичева, призерами — Юлия Голодрыга, Ирина Коршунова и Дмитрий Евстратиков. Дипломами лауреатов награждены Мария Рысакова и Елена Тетера. Лучшие работы рекомендованы для участия в краеведческой конференции памяти А.Д.Юдина и «Молодость-науке» памяти А.Л.Чижевского.
Елена Шкумат.
Фото автора
В поисках новых открытий
предыдущий пост