Газета Заря

Главная Образование Вне зоны комфорта

Вне зоны комфорта

Автор admin

Более полувека назад в Кременской средней школе зародилась традиция многодневных туристко-краеведческих походов. Сотни ее учеников прошли по нелегким дорогам Калужской и соседних областей. Собран богатейший краеведческий материал, школьный музей пополнен десятками уникальных экспонатов. Маршрут этого года был относительно небольшим — всего 40 километров, что соответствует первой степени сложности. При этом сам поход был насыщен трудностями и попутной деятельностью.
Вот ответьте мне, какая сила заставляет идти школьника в сложный туристский поход, если он своим решением перечёркивает свою зону комфорта?
Руководители в нашей походной группе традиционно завершают пешую колонну, протаптывая шаг за шагом маршрут не таких уж далёких, но нами неизведанных территорий родной земли. Так заведено по разным причинам, и одна из них – постоянный визуальный контроль движения группы. К примеру, развязанный шнурок, отстегнувшийся от рюкзака инвентарь или начало лёгкого прихрамывания юного туриста нередко первыми замечают именно руководители. Вот и в этом походе, в составе семи- и восьмиклассников Кременской школы и двух учителей-энтузиастов (на верхнем снимке слева направо — Э.А.Краснов, Анатолий Ольшевский, Джамал Мамедханов, Родион Янковский, Э.С.Хамидова, Ксения Кузьмина, Оксана Горячева), мы заняли конец колонны. Погода не балует, иногда из-за облаков появляется солнце, но чаще всё-таки идет дождь. Маршрут небольшой, рассчитанный на три дня и две ночи, протяженностью примерно в 40 км. Будут пройдены населённые пункты Медынского района: Фёдоровка, Пирово, Тихоновка, Прудки, Насоново, Кукановка, Свёрдлово, Дураково и Тишинино.
Впереди группы идёт штурман с компасом и картой. Я даю слово не вмешиваться в его работу, тем самым рискуя пройти несколько лишних километров или заночевать в незапланированном месте. Ребята начинают спор над картой – это хороший признак. Картографический анализ, начинающийся с ориентирования карты, даже на уроке географии заслуживает достойной отметки, а тут, среди незнакомых полей и перелесков, этот навык вообще можно отнести к стратегическим и жизненно важным.
Под огромными рюкзаками ребята произвольно совершают небольшой геройский поступок, они отключают и герметично упаковывают свои телефоны. Когда закончится дождь, можно будет их достать для фото- и видеосъёмки, но на связь и игры – табу. Это поход, и атмосфера автономии, хоть и добровольной, должна присутствовать обязательно.
Кстати, о добровольности: в наши походы идут только те, кто хочет этого сам. Человек, отправившийся в путь по принуждению, вероятнее всего, окажется слабым звеном, которое в какой-то момент может привести к беде. Может помочь только аккуратное убеждение, но в этом случае есть тоже свои риски.
Среди нашей походной группы все до единого начали проситься в предстоящее путешествие ещё за полгода до него, особенно те трое, которые преодолевали подобный маршрут в прошлом году. Кстати, всегда предстоящий поход — отличный стимул для решения многих образовательно-воспитательных задач среди школьников. Очень настраивает на улучшение всех показателей.
Им тяжело и некомфортно, моросящий дождь начинает по чуть-чуть проникать под одежду, иногда замечаем снежную крупу, порывы ветра порой уводят с тропинки в сторону, а у туристов хорошее настроение, и они улыбаются.
Свободный гастрономический режим переведён на жесткий походный рацион, когда порой приходится горячий суп и кашу с тушёнкой менять на быстрый сухой паёк в перерывах между дождём. А дети начинают на привалах делиться сушками и пряниками, и ты понимаешь, что у них всё нормально, общий тонус и жизнеспособность в отряде выше Эвереста.
Обе ночи температура воздуха падает до 0°C. Спасают сухая сменная одежда, костёр и горячий чай. В 5 часов утра наши палатки наполняет шум дождя, который воспринимается не так романтично, как в домашних условиях. Завтрак, упаковывание мокрых палаток в рюкзаки и старт маршрута нового дня.
Никто не ноет и не просится домой. Может, потому, что понимают: из этого бурелома их никто не заберёт (дорог нет), а может, это феномен современного школьника — противовес утверждениям старшего поколения об их слабоволии и мягкотелости.
Время обеда, а дождь не прекращается. Девчонки начинают доставать продукты, а мальчишки занимаются добыванием огня. В моём рюкзаке газовая горелка (о ней знаю только я), но костёр разжигается спичками. Уже не совсем сухими, но способными к огню. Ещё один навык, ещё один плюс — и уже через пару минут мы согреваемся от костра. Чувства совершенно непередаваемые. Я хожу в походы с самого детства, но ощущение живого огня, когда ты промок до костей, описать невозможно.
Несколько раз нам пришлось переправляться через болотистые местности, и в какой-то момент, преодолевая одно из болот под дождём, одна юная туристка оступилась и провалилась в грязную холодную муть глубже, чем по колено. Продолжила движение уже без сапога. Вернувшись к утонувшему сапогу, поскользнулась и села в болото сама. Как вы думаете, какая у неё последовала реакция? Она громко засмеялась. Её смех поддержали все. Далее ей можно было идти, не обращая внимания на болотные кочки, сухого на ней не осталось ничего.
Из-за неблагоприятных условий этот поход оказался одним из самых опасных и сложных за всю мою походную жизнь. По приходу, зайдя в школу и сняв мокрые тяжёлые рюкзаки, я своим туристам задал вопрос: «В следующем году идём в поход?» Они хором ответили: «Да!»
Удивительно, в этих нескольких школьниках среднего звена мы в очередной раз отмечаем формирование твердости духа, несгибаемости, силы характера и ещё с десяток важнейших качеств, которые сегодня крайне актуальны и наверняка будут определяющими в формировании нации в ближайшие годы.
Для меня остается загадкой ответ на вопрос, поставленный в начале статьи. Возможно, в жилах именно этих ребят течёт кровь их прапрадедов — непреклонных победителей, которая заставляет с лёгкостью покинуть тёплое гнездо и уже в юном возрасте обозначить своё место в этой весьма не безоблачной жизни.
Эдуард Краснов.
Фото автора