Газета Заря

Главная Образование Эдуард Краснов: «В школах Финляндии акцент делается на среднего ученика, а не на отличника»

Эдуард Краснов: «В школах Финляндии акцент делается на среднего ученика, а не на отличника»

Автор editor

Международная программа контроля за образованием PISA, с помощью которой определяется уровень знаний детей школьного возраста, на протяжении многих лет уверенно отдает первую позицию рейтинга учащимся именно этой страны. А потому визит делегации Калужской области, в которую вошел и директор Кременской средней школы Э.А.Краснов, в финский город Ювяскюля, вовсе не случаен.

По возвращении Эдуард Анатольевич поделился своими впечатлениями о поездке.  
Стажировка руководителей общеобразовательных учреждений в Финляндии – это часть масштабной программы министерства образования Калужской области, которое озаботилось повышением квалификации управленцев в сфере образования. В ее рамках сто директоров, в том числе и члены настоящей делегации, в 2011 году прошли профессиональную переподготовку по программе «Управление образованием» с получением дополнительной специализации «Менеджмент в образовании». Финская же часть проекта состояла из двух этапов. На первом из них, теоретическом, преподаватели из Финляндии сами приезжали в Обнинск, где проводили для наших школьных директоров семинары и обучающие тренинги. На втором, проходившем на базе университета прикладных наук г.Ювяскюля, упор больше делался на практику.

Профессии учителя и врача  — в одном ряду с профессией священника
В чем же секрет успешности школьного образования в Финляндии? Этим вопросом, наверняка, задавались наши калужские коллеги перед приездом в страну. И один из ответов на него получили уже в первые часы пребывания здесь. Это высокий статус учителя в финском обществе, поставившем профессии педагога и врача в один ряд с профессией священника.
Представители Министерства образования страны заявляют, что популярность специальности школьного учителя позволяет привлекать в школы талантливых молодых людей и проводить политику омоложения педагогических кадров. В большинстве образовательных учреждений действует контрактная система, которая является стимулом к тому, чтобы постоянно повышать уровень своего педагогического мастерства. В то же время доверие государства к людям этой профессии абсолютное. Как следствие, в средней школе практически отсутствуют проверки – тамошние инспекторы включаются в работу только в том случае, если какой-либо школе необходимо помочь. Нет постоянных курсов переподготовки и аттестации учителей, что снимает обстановку нервозности и позволяет педагогам работать в спокойном рабочем ритме.
Престижность этой профессии подтверждается и стабильно высокой заработной платой. Учителя в Финляндии зарабатывают от двух до четырех тысяч евро в месяц. Неудивительно, что в педагогическом коллективе старшей школы более пятидесяти процентов составляют мужчины. Они достаточно зарабатывают для того, чтобы обеспечить свою семью.

Система «школа-сад» — в действии
Первая отличительная черта финской образовательной модели — развитая система дошкольных учреждений. Подавляющее большинство здешних школьников предварительно проходит через ясли и детские сады. Несмотря на то, что дошкольные учреждения и школы в Финляндии относятся к разным ведомствам: первые – к министерству здравоохранения, вторые – к министерству образования, как правило, располагаются они в одном здании. Занятия для малышей проходят не только на базе детского сада, но и в школе. Таким образом, с раннего детства они приучаются к школьной атмосфере.
У нас в России, и в частности в Калужской области, тоже предпринимаются первые шаги к такому сближению. Однако в большинстве своем ситуация пока не меняется. В селах и деревнях, особенно удаленных от районных центров, дети не имеют возможности получить предшкольную подготовку, и поэтому приходят в первый класс с разными стартовыми возможностями: одни уже неплохо читают, а другие и карандаша в руках не держали. Да, при школах действуют кружки «Букваренок», но посещать их могут только шестилетки и только из семей, живущих неподалеку.
— Примерно такая же обстановка складывается и в нашем сельском поселении, — говорит Эдуард Анатольевич. – Но выход, на мой взгляд, есть. Вот уже в течение многих лет рядом со школой пустует здание школьного интерната. Нами уже разработан проект реконструкции его под социокультурный центр, в котором большая часть будет отведена детскому саду. Конечно, на воплощение этой идеи в жизнь нужны немалые средства. Но, согласитесь, построить новое здание стоит гораздо дороже.

Европейский менталитет с финским акцентом
Безусловно, многие характерные черты системы образования Финляндии напрямую связаны с особенностями менталитета этой страны. Для финского человека всегда характерно планировать: а что я сделаю завтра, а что должен уметь через год…  Финны не строят жизнь по принципу «живу одним днем». И в семье, и в школе это прослеживается. Школа приучает детей планировать жизнь от простой цели к более сложной. Это и воспитание характера, и четкое представление о своих возможностях, и стимул. Зная больше о себе, учащийся может делать прогнозы на будущее, ясно понимая, что все зависит от него самого.
В чем это конкретно выражается? Да хотя бы в том, что уже с первых лет обучения ребенок вовлекается в различную проектную деятельность, предполагающую поэтапное решение поставленной задачи. Результаты  этих  проектов, на первых порах самых простых, – на виду у всех: классные комнаты, коридоры оформлены различными поделками ребят. Приятно и им, и их родителям.
Общее образование в этой стране ориентировано не на отличников, а на среднего ученика. В связи с этим финская система доведения информации до учащегося коренным образом отличается от российской. Если у нас учитель сначала объясняет новую тему, а потом спрашивает, что из того, что он говорил, ученик усвоил, то в финской школе весь процесс объяснения строится из коротких блоков, после каждого из которых идет рефлексия. Педагог не будет двигаться дальше, пока не удостоверится, что большая часть класса его поняла. Само собой разумеется, что дети здесь никогда не услышат фразу, увы, так популярную сегодня среди педагогов наших школ: «Не понимаете? Это ваши проблемы. Зубрите!»
Всевозможные конкурсы, соревнования и олимпиады финны считают вредными для общего образования. По их глубокому убеждению, ребенок пришел в школу учиться и ничто не должно отвлекать его от этого.
— На мой взгляд, — дает свои комментарии директор Кременской средней школы, — в конкурсно-соревновательной системе ничего плохого нет. Но ребенок должен участвовать только в тех конкурсах, к которым у него есть интерес. Увлекается он моделированием, пусть развивает эти способности и проявляет себя в этой области. У нас же его, как наиболее одаренного, направляют и на олимпиаду по математике, и на олимпиаду по химии, и еще по ряду дисциплин. И ждут от него какого-то результата…
Немаловажную роль в успехах школьного обучения играет также система поддержки школьников. По числу работающих с детьми психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Здесь никто «не давит» на того ученика, который в силу своих природных задатков не способен учиться так, как учится тот, у кого другие способности, физические возможности и другое состояние нервной системы. Учащиеся с затруднениями в учебе получают обучение с корректировкой. Предположим, ребенку с нематематическими наклонностями с трудом даются точные дисциплины. Он может остаться по ним на второй год и пройти их повторно, а по другим дисциплинам идти дальше. Таким образом, на ребенка не «наклеивается» ярлык бездаря и неудачника.
В Финляндии нет специальных школ для ребят, имеющих какие-либо отклонения в здоровье (за исключением, конечно, особо тяжелых недугов). Все дети занимаются в обычных школах. Но, что немаловажно, здесь для них созданы все условия. К примеру, ни одна школа, даже малокомплектная, не строится без лифта. Если ребенок плохо видит – значит, у него тоже есть все необходимые приспособления, позволяющие ему не чувствовать себя ущемленным и заниматься наравне со всеми.
Выделение «элитных» классов из общего потока запрещено. Есть частные школы, но их относительно немного.

Сельская школа  не уступает городской
В свое время в Финляндии, как и у нас в России, тоже существовала тенденция закрытия школ с небольшим количеством учащихся. Вместо них стали строить современные образовательные центры, куда дети тоже подвозятся школьным автобусом. В одном из таких центров, находящемся в 20 километрах от Ювяскюля, с общей численностью учеников 38 человек побывала с экскурсией калужская делегация.
— По оснащенности, по комфорту, — делится впечатлениями Эдуард Анатольевич, — эта школа ничуть не уступает городской. – Светлые просторные классы. Новая, очень удобная мебель. Мультимедийная техника. Прекрасно оборудованный спортивный зал, в котором есть практически все, о чем только может мечтать учитель физкультуры. Душевые и туалеты. Не скрываю, мы по-доброму позавидовали своим финским коллегам.
А еще наших директоров подкупила теплая, доброжелательная  обстановка, царящая здесь. Дети приходят в школу, как в свой дом, и чувствуют себя абсолютно свободно. Например, во время перемены в холле можно наблюдать ребенка, лежащего на диване. Или играющего на гитаре. Этот демократизм прослеживается и в отношениях детей со своими старшими наставниками.

Вместо эпилога
Образование – это национальная стратегия, продуманная образовательная политика, это отлаженная система, автоматически перенести которую с одной почвы на другую практически невозможно. Да этого, наверное, и не стоит делать. Нужно анализировать, делать выводы, и только потом, преломляя сквозь призму российского менталитета, учитывая специфику своей школы, перенимать то положительное, что удалось увидеть. Именно эта задача теперь стоит перед теми руководителями образовательных учреждений, которым выпала удача совершить эту интересную поездку.
— Совместная работа, — подытожил свой рассказ Эдуард Краснов, — кроме знакомства с финской системой образования, дала возможность директорам школ обменяться опытом, показать свои образовательные приоритеты и точки развития. И, думаю, наши финские наставники увидели в нас не случайных людей, а руководителей школ, которые стремятся к развитию, которые действительно находятся в поиске.

Елена Шкумат