Газета Заря

Главная Образование ФГОС ДОО: что кроется за этой непонятной аббревиатурой или как сегодня живут малыши в детском саду

ФГОС ДОО: что кроется за этой непонятной аббревиатурой или как сегодня живут малыши в детском саду

Автор editor

Часто ли мы, родители дошкольников, отводя ребенка в детский сад, задумываемся над тем, чем он занят в течение дня? Малыш находится под присмотром — для нас это главное. А ведь на самом-то деле жизнь в дошкольном учреждении буквально кипит. Каждый день ребенок учится здесь чему-то новому.
В этом могли убедиться родители, пришедшие на ставший традиционным День открытых дверей в детский сад «Колокольчик». В течение дня они присутствовали при проведении режимных моментов в группах, посетили немало интересных мероприятий.

Скажу честно, как у мамы с двадцатилетним стажем у меня тоже было несколько иное представление о том, как построен воспитательный процесс в детском садике. Да, я знала, что дети там лепят и рисуют, танцуют и поют — в общем, весело живут. Но то, насколько каждое из занятий продумано, взаимосвязано одно с другим, даже и предположить не могла.
Начнем с зарядки. Она открывает «рабочий» день всех ребят, начиная с младшей группы и заканчивая подготовительной. Комплексы упражнений для любого возраста построены по принципу усложнения и меняются через каждые десять занятий. Чтобы детям не наскучило выполнение однообразных движений, практикуется также использование нетрадиционных форм — в виде флеш-моба, ритмических танцев. Кроме того, в еженедельном графике предусмотрено еще три занятия физкультуры.
Думаю, далеко не в каждой семье уделяется такое внимание сохранению и укреплению здоровья ребенка. Впрочем, то же самое можно сказать и об общем развитии малыша. В одной из калужских школ, в которой учится мой племянник, третьеклассникам задали писать сочинение «Кем я хочу стать?» Так вот один мальчик откровенно написал: «Я хочу стать телевизором. Тогда родители будут уделять мне столько же внимания, сколько и ему».
А теперь признайтесь сами себе: часто ли вы, прикрываясь домашними делами и усталостью, отказываетесь почитать своему малышу книжку или поиграть с ним в какую-либо интересную игру?.. А ведь воспитание ребенка заключается отнюдь не в жестких указаниях: «Не бери! Не лезь! И не делай!»
Меня удивила цифра: еженедельно, в зависимости от возраста, в каждой из групп детского сада проходит от десяти до семнадцати занятий, то есть по два-три в день. Непродолжительных, но очень насыщенных. В качестве примера приведу открытое занятие, проведенное в День открытых дверей в группе «Звонкие колокольчики». Тема — гжельская роспись. За полчаса дети узнали о том, где живут гжельские мастера, в чем заключается технология данной росписи, и попробовали сами расписать кувшин из бумаги. Как стало ясно из предварительной беседы, на одном из предыдущих уроков ребята говорили о другом виде художественной росписи — хохломской. То есть работа эта не эпизодична, а системна.
Предвижу вопрос: «А не устают ли в таком случае малыши?» Нет, не устают. Потому что обучаются в процессе игры, потому что все занятия построены на смене разных видов деятельности. На это, собственно говоря, и направлено введение федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Для большинства родителей аббревиатура ФГОС — словно неразгаданная головоломка. Постараюсь доступно ее расшифровать. И снова обращусь к своему родительскому опыту.
По каким параметрам мы раньше оценивали развитие своих детей в детском саду? По тому, умеют ли они на выходе из него считать, писать и читать. Если не умеют — значит, воспитатели недоработали. Такого мнения, к сожалению, придерживается и большинство нынешних мам и пап. С самыми благими намерениями в последний год до школы они отдают свое любимое чадо к репетиторам: мол, потом ему легче будет осваивать школьную программу.
Не побоюсь сравнить эту ситуацию с бомбой замедленного действия. Во многих случаях младший школьник — если не на первом, то на втором-третьем году обучения — теряет интерес к учебе и скатывается с так желанных для родителей пятерок на тройки.
Вызвать интерес к получению новых знаний, сделать так, чтобы ребенок хотел идти в школу — вот первоочередная задача, которая сегодня стоит перед педагогами дошкольного образования. И ее, признаются воспитатели, выполнить гораздо сложнее, чем вложить в дошкольника первоначальные азы грамотности.
Сегодня под готовностью к школе прежде всего подразумевается психологическая и эмоциональная готовность к процессу обучения. А для этого ребенка  нужно научить быть внимательным, аккуратным, трудолюбивым, активным, уметь слушать и слышать взрослого, вычленять главное, понимать предложенную задачу, находить разные пути решения. И дошкольное учреждение призвано помочь маленькому человеку безболезненно перейти на новый уровень образования и принять роль ученика, который станет успешным лишь тогда, когда сам захочет учиться.
Это в настоящее время должны понять не только родители детского сада «Колокольчик», ведь с 1 января 2015 года на федеральные государственные стандарты перешли все дошкольные учреждения района.
В течение последних месяцев я вынашивала идею отдать своего сына, которому в мае исполнится шесть лет, в школу. Советовалась с родственниками, мамами нынешних первоклассников, со знакомыми учителями. День открытых дверей в детском саду, общение с воспитателями положили конец моим мучительным сомнениям. Пусть ребенок еще год побудет ребенком, решила я, ведь неповторимое время детства никогда не вернется. А учеба, учеба подождет…

Елена Шкумат.